Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 35» % Ог Р ПРИНЯТО . УТВЕРЖ ДАЮ V П едагоги чески м советом Д иректор М БО У протокол № 1 «Г и м н ази я Ж 3 5 » о т 3 1 .0 8 .2 0 2 0 г . а '*1 Ч .М .М е д ж и д о в а Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО и ООО 1. Общие положения 1 .1 . Н а с т о я щ е е П о л о ж е н и е р а з р а б о т а н о в с о о т в е т с т в и и с Ф е д е р а л ь н ы м з а к о н о м Р Ф от 2 9 .1 2 .2 0 1 2 № 2 7 3 -Ф З «О б образован и и в Российской Ф едерации», п ри казом М и н и с т е р с т в а о б р а з о в а н и я и н а у к и Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и о т 0 6 . 1 0 .2 0 0 9 № 3 7 3 ( р е д . о т 3 1 .1 2 .2 0 1 5г) « О б у т в е р ж д е н и и о бразовательн ого Р оссии от и в в ед ен и и в д ей ст в и е ф е д е р ал ь н о го го су д ар ств ен н о го стан д арта н ачальн ого 1 7 .1 2 .2 0 1 0 № общ его образован и я», п ри казом 1 8 9 7 ( р е д . о т 3 1 .1 2 .2 0 1 5 г ) «О б М инобрнауки утверж дении ф едерального государствен н ого о б р азо вател ьн о го стан д ар та о сн о вн о го о б щ его о б разован и я», п ри каза М инобрнауки России Ф едерального от 1 7 .0 5 .2 0 1 2 государствен н ого № 4 1 3 (р е д . от 2 9 .0 6 .2 0 1 7 г ) образовательн ого стандарта «О б утверж дении средн его об щ его о б р азо в ан и я» , У ста в о м ги м н ази и . 1 .2 . Д а н н о е полож ение реглам ентирует обучаю щ ихся М Б О У «Г и м н ази я № 35» орган и зац и ю внеурочной деятельности в соответствии с требованиям и Ф ГО С Н О О и Ф Г О С О О О (ц е л и , з а д а ч и , н а п р а в л е н и я , ф о р м ы , у п р а в л е н и е ). 1 .3 . В неурочная образовательн ая деятельность деятельность обучаю щ ихся обучаю щ ихся в - классах, специально орган и зован н ая реали зую щ и х ф ед ер ал ьн ы е го су д ар ств ен н ы е ст а н д а р ты н ач ал ьн о го о б щ его о б р азо в ан и я (Ф Г О С Н О О ) и ф ед ер ал ьн ы е государственны е стандарты осн овн ого общ его об разован и я (Ф Г О С О О О ), о с у щ е с т в л я е м а я в ф о р м а х , о т л и ч н ы х о т к л а с с н о -у р о ч н о й с и с т е м ы о б у ч е н и я . В н е у р о ч н а я деятельн ость н ап р ав л ен а н а д о сти ж ен и е п л ан и р у ем ы х р езу л ьтато в о сво ен и я осн овн ой образовательн ой п р о гр ам м ы н а ч а л ь н о го о б щ е го о б р а зо в а н и я (О О П Н О О ) и основной о б р а з о в а т е л ь н о й п р о г р а м м ы о с н о в н о г о о б щ е г о о б р а з о в а н и я (О О П О О О ). 1 .4 . В неурочная деятельность - часть основной образовател ьн ой п рограм м ы н ач ал ьн о го о б щ его и о сн о в н о го о б щ его о б р азо в ан и я ги м н ази и . 1 .5 . В р е м я , о т в е д е н н о е н а в н е у р о ч н у ю д е я т е л ь н о с т ь , с о с т а в л я е т д о 10 н е д е л ь н ы х часо в и не у ч и т ы в а е т с я п р и о п р е д е л е н и и м а к с и м а л ь н о д о п у с т и м о й н е д ел ь н о й н агру зк и обучаю щ ихся, но учи ты вается при оп ределении объем ов ф и н ан си рован и я, направляем ы х на реали зац и ю осн овн ой о б р азо вател ьн о й п рограм м ы . 1 .6 . С одерж ание зан яти й внеурочной деятельности ф орм ируется с учетом п о ж ел ан и й о б у ч аю щ и х ся и и х р о д и тел ей (зак о н н ы х п р ед ст ав и тел ей ) п у тем ан к ети р о ван и я о б у ч аю щ и х ся и р о д и т е л е й (за к о н н ы х п р е д став и тел ей ). 1 .7 . П р и учреж дением орган и зац и и вн еу р о чн о й д еятел ьн о сти м огут и сп ользоваться обучаю щ и хся образовательн ы м возм о ж н о сти учреж дений дополнительного образован и я, культур ы , спорта. 1 .8 . П ри орган и зац и и внеурочной деятельности ц елесообразн о и сп ользовать р а зн о о б р а зн ы е ф о р м ы о р га н и за ц и и д е я т е л ь н о с т и о б у ч а ю щ и х с я (эк ск у р си и , к р у ж к о в ы е и секционны е ш кольны е занятия, научны е клубны е заседания, общ ества, круглы е олим пиады , столы , соревнования, конф еренции, поисковы е и ди сп уты , научны е и с с л е д о в а н и я , о б щ е с т в е н н о п о л е з н ы е п р а к т и к и , у ч е б н ы е к у р с ы п о в ы б о р у и т .д .) . 1 .9 . П р и о р г а н и з а ц и и в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е м ож ет р еал и зовы вать часы , отвед ен н ы е н а внеу рочн ую д еятел ьн о сти и в кан и кулярн ое врем я. 1 .1 0 . Занятия внеурочной деятельности способствую т приобретению о б р а з о в а т е л ь н ы х р е з у л ь т а т о в , н а п р а в л е н н ы х на: - ф о р м и р о ван и е п ер ви ч н ы х п р ед ставл ен и й о гр аж д ан ствен н о сти и п атри оти зм е, - ф о р м и р о ван и е н р авствен н ы х чувств и эти ч еск о го со знани я, - ф о р м и р о ван и е тво р ч еск о го о тн о ш ен и я к уч ен и ю , труду, ж и зн и , -ф о р м и р о в ан и е ц ен н остн ого отнош ения к здо р овью и здоровом у образу ж и зн и , ц ен н остн ого отн ош ен и я к п ри роде, окруж аю щ ей среде, - ф орм и рован и е п ред ставлен и й об эстети ч ески х идеалах и цен ностях. 1 .1 1 . В неурочная потребностей деятельность обучаю щ ихся п утем направлена на предоставления р еали зац и ю ш и рокого индивидуальны х спектра зан яти й , н ап равлен н ы х н а разви ти е детей. 2. Цель и задачи 2 .1 . Ц е л ь ю в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и я в л я е т с я с о з д а н и е у с л о в и й д л я п р о я в л е н и я и р азви ти я уч ащ и м и ся классов, реали зую щ и х Ф Г О С Н О О и Ф Г О С О О О , свои х ин тересов на основе свободн ого вы бора, постиж ения д у х о в н о -н р а в с т в е н н ы х ценностей и культурн ы х тр ад и ц и й в соответстви и с О О П Н О О и О О П О О О М Б О У «Г и м н ази я № 35» 2 .2 . З а д а ч и в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и : - осущ ествл ять взаи м о связь и п реем ствен н о сть об щ его и д о п о л н и тел ьн о го об разован и я; - разви ти е индивидуальности каж дого учащ егося в процессе соц и альн ого и п роф есси он альн ого сам ооп ределен и я; - стан овлен и е и разви ти я и н тересов учащ и хся; - п о стр о ен и е и н д и ви д у ал ьн о го об р азо вател ьн о го м арш рута. 3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности 3 .1 . Н а п р а в л е н и я и в и д ы в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и о п р е д е л я ю т с я в с о о т в е т с т в и и с о сн о в н о й о б р а зо в а те л ь н о й п р о гр а м м о й Н О О и М Б О У « Г и м н ази я № 35». П одбор направлений, планируем ы х форм результатов и видов обучаю щ ихся деятельности в долж ен соответствии с обеспечить основной достиж ение о бразовательн ой програм м ой Н О О и О О О . 3 .2 . В н е у р о ч н а я д е я т е л ь н о с т ь о р г а н и з у е т с я п о с л е д у ю щ и м н а п р а в л е н и я м : - сп о р т и в н о -о зд о р о в и те л ь н о е ; - д у х о в н о -н р а в с т в е н н о е ; - соци альное; - общ еинтеллектуальное; - общ екульту рн ое. П р о ектн ая д еятел ьн о сть явл яется составляю щ ей лю б о го н ап равлен ия. 3 .3 . Виды внеурочной р азвлекательн ая деятельность худож ественное творчество, добровольческая д е я те л ь н о с т ь ); деятельность, деятельности: (д о с у го в о е и гр ов ая , о б щ ен и е), социальное досугово п р о б л е м н о -ц е н н о с т н о е творчество (с о ц и а л ь н а я техн и ческое творчество, сп о р т и в н о -о зд о р о в и те л ь н а я п озн авательн ая, трудовая деятельность; общ ен ие; п реобразую щ ая (п р о и зв о д с т в е н н а я ) ту р и с тск о -к р а е в е д ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь и др. 3 .4 . Ф о р м ы викторины , вн еурочн ой деятельн ости : экскурси и , круж ки , секци и, оли м п и ад ы , конкурсы , о рган и зац и ю п ро екты , деятельности соревнования, обучаю щ егося во поисковы е исследования взаи м о д ей стви и со через сверстн и кам и , п ед аго гам и , р о д и тел ям и . 3 .5 . О б у ч а ю щ и е с я , и х р о д и т е л и ( з а к о н н ы е п р е д с т а в и т е л и ) у ч а с т в у ю т в в ы б о р е н ап р авл ен и й и ф о р м вн еу р о чн о й д еятельн ости . 3 .6 . П р е д в а р и т е л ь н ы й в ы б о р п р о г р а м м в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и н а с л е д у ю щ и й у ч еб н ы й год о б у ч аю щ и м и ся п р о и зв о д и тся во в то р о м п о л у го д и и н а о сн о в е ан кети р о ван и я. 3 .7 . Д л я о б у ч а ю щ и х с я 1- 4 , 5, классов н аб ор н ап равлен и й и п рограм м вн еурочн ой д еятел ьн о сти п ред лагается н а р о д и тельско м соб рани и. 3 .8 . В сентябре ф орм ирую тся гр у п п ы для проведения занятий внеурочной д еятельн ости . 3 .9 . З а н я т и я в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и п р о в о д я т с я н е р а н е е , ч е м ч е р е з 4 5 м и н . п о с л е окон ч ан и я п о сл ед н его урока. 3 .1 0 . П е р е м е н а м е ж д у з а н я т и я м и в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь ю н е м е н е е 10 м и н . 4. Организация внеурочной деятельности 4 .1 . О бразовательн ы е п рограм м ы внеурочной деятельности разрабаты ваю тся и у тв ер ж д аю тся ш к о л о й сам о сто ятел ьн о . В о зм о ж н о и сп о л ьзо в ан и е ав то р ск и х п р огр ам м . 4 .2 . О б р а з о в а т е л ь н ы е п р о г р а м м ы в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и м о г у т б ы т ь р а з л и ч н ы х ти по в: ком плексны е; тем атические; ориентированны е н а д о сти ж ен и е результатов; по к о н к р етн ы м в и д ам в н еу р о ч н о й д еятел ьн о сти ; и н д и в и д у ал ьн ы е и др. • К о м п л ексн ы е образовательн ы е п рограм м ы п р ед п о л агаю т п о сл ед о вател ьн ы й п ереход от восп и тательн ы х р езультатов п ервого у р о вн я к р езу л ьтатам тр етьего ур о вн я в разли чн ы х видах внеурочной деятельности. • Т ем ати чески е об разовательн ы е п рограм м ы н ап равлен ы на п олучен и е восп и тательн ы х р езу л ьтато в в о п р ед ел ен н о м п р о б л ем н о м поле и и сп о л ьзу ю тся п ри это м во зм о ж н о сти р азл и чн ы х ви дов вн еу р о чн о й деятельн ости . • О бразовательн ы е п р о гр ам м ы , ориентированны е на достиж ение результатов о п р е д е л е н н о г о у р о в н я ( п е р в о г о , п е р в о г о и в т о р о г о , в т о р о г о и т р е т ь е г о и т . д .). • О бразовательн ы е п рограм м ы по кон кретн ы м ви дам вн еурочн ой д еятел ьн о сти - игровая, п о зн а в а те л ь н а я , с п о р т и в н о -о зд о р о в и т е л ь н а я и др. • В озрастн ы е образовательн ы е п рограм м ы м огут соотноситься с во зр астн ы м и к ат его р и я м и : д л я м л ад ш и х ш к о л ь н и к о в и др. • И ндивидуальны е обучаю щ ихся с образовательн ы е неординарны м и програм м ы способностям и, для обучаю щ ихся особенностям и - програм м ы состояния для зд оровья, разв и ти я . 4 .3 . Р а с п и с а н и е з а н я т и й в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и с о с т а в л я е т с я с у ч е т о м н а и б о л е е благоп ри ятн ого реж и м а труда и отды ха обучаю щ ихся, утверж дается ди ректором ш колы . Ч ередование учебной и внеурочной деятельности в рам ках реали зац и и основной образовательн ой програм м ы начального, осн овн ого общ его о бразован и я определяет ш кола. 4 .4 .П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь зан яти й внеурочной деятельности реглам ен ти руется д е й с т в у ю щ и м и С а н и т а р н о - э п и д е м и о л о г и ч е с к и м и п р а в и л а м и и н о р м а м и С а н П и Н 2 .4 .2 . 2 8 2 1 -1 0 « С а н и т а р н о -э п и д е м и о л о г и ч е с к и е т р е б о в а н и я к у с л о в и я м и о р га н и за ц и и о б у ч е н и я в о б щ еобразовательн ы х учреж ден и ях». 4 .5 . Занятия внеурочной деятельности м о гу т проводиться учителям и ш колы , п ед аго гам и у ч р е ж д е н и й д о п о л н и т е л ь н о го об ра зо в ан и я . 4 .6 . У ч е т з а н я т и й п о в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и о с у щ е с т в л я е т с я у ч и т е л е м в ж у р н а л е внеурочной деятельности. С одерж ание занятий в ж урнале внеурочной деятельности д о л ж н о соответствовать со д ерж ан и ю п рограм м ы вн еурочн ой деятельн ости . 5. Требования к структуре программы 5 .1 . П рограм м а внеурочной деятельности вклю чает в себя след ую щ и е о б я за те л ь н ы е разд ел ы : т и ту л ь н ы й л и ст, п о я сн и тел ьн у ю зап и ск у , п л а н и р у е м ы е р езу л ь таты освоения план, обучаю щ им ися содерж ан и е, програм м ы список внеурочной литературы , деятельности, у ч е б н о -т е м а т и ч е с к и й к ал е н д а р н о -те м а ти ч е с к о е п лан и рован и е. 5 .2 .Т р е б о в а н и я к о ф о р м л е н и ю и с о д е р ж а н и ю с т р у к т у р н ы х э л е м е н т о в п р о г р а м м ы внеурочн ой деятельности. На титульном листе о бразовательн ого п рограм м ы вн еурочн ой д еятел ьн о сти указы вается: н аи м ен ован и е учреж дения; где, когда и кем утверж дена п р о гр ам м а; н азван и е п р о г р а м м ы ; н а п р а в л е н и е в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и ; Ф .И .О ., д о л ж н о с т ь , а в т о р а ( а в т о р о в ) п р о гр ам м ы ; н азван и е го род а, в котором р еали зуется п р о гр ам м а; го д разработки програм м ы вн еурочн ой деятельности. В пояснительной записке к п рограм м е внеурочной деятельности следует раскры ть: а к ту а л ь н о с т ь (н о в и зн у ) п р о гр а м м ы , ц е л и и за д а ч и о б у ч ен и я , в о с п и т а н и я и р а зв и т и я д е т е й по реали зуем ом у направлению внеурочной деятельности; принципы р еали зац и и п р о гр ам м ы , с в язь со д е р ж а н и я п р о гр а м м ы с у ч е б н ы м и п р ед м етам и (е д и н с тв о у ч е б н о й и внеучебной д е я те л ь н о с т и ); особенности реали зац и и п р о гр ам м ы : ф орм а, реж им , виды д еятельн ости ; коли чество ч асов и их м есто в у ч еб н о м плане «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности» п р е д с т а в л я е т с о б о й : о п и с а н и е т р е б о в а н и й к з н а н и я м и у м е н и я м , к о т о р ы е Р аздел д о л ж ен п р и о б р ести о б у ч аю щ и й ся в п р о ц ессе зан яти й по програм м е; п ер еч и сл ен и е качеств ли чн ости , которы е м огут бы ть разви ты у о б у ч аю щ и х ся в результате зан яти й д ан н ы м ви дом д еятельн ости ; оп и сан и е ф орм ы уч ета зн ан и й , ум ен и й . О сн ован и ем д ля вы делен и я требований к уровню п рограм м а образовательн ого представление о п озн авательн ы м и , ч ерез специф ику том , подготовки обучаю щ ихся учреж дения. каким и личностны м и, им енно вы ступает С истем а содерж ания планируем ы х универсальны м и регуляти вн ы м и , програм м ы основная образовательн ая р езультатов учебны м и ком м уникативны м и, внеурочной д аёт действиям и - прелом лённы м и деятельности овладею т о б у ч аю щ и еся в х о д е ее р еали зац и и . Учебно-тематический план п рограм м ы ц елесообразн о п ред ставл ять в ви де таб ли ц ы , которая сод ер ж ит: п ер еч ен ь разделов, тем п р о гр ам м ы вн еу р о чн о й д еятел ьн о сти по годам об учен ия; коли чество часов по каж д ой тем е с разб и вко й н а тео р ети ч еск и е и п ракти чески е в и д ы зан я ти й . Содержание программы (тео р ети ч еск и х и раскры вается практи ческих чер ез видов краткое описание тем п рограм м ы Список литературы за н я т и й ). м ож ет бы ть п ред ставлен в двух частях: дл я п ед агога и учащ ихся. 6. Учёт внеурочных достижений обучающихся 6 .1 . О сновной ф орм ой учёта внеурочны х достиж ений обучаю щ ихся является портфолио. 6 .2 . О сновны м и задачам и составления портф олио явл яю тся: - си стем ати зац и я результатов р азли чн ы х ви дов вн еурочн ой д еятел ьн о сти обучаю щ и хся, вклю чая научную , творческую , сп орти вн ую и другую деятельность; -со зд ан и е условий для и н ди ви д уали зац и и оц ен ки д еятел ьн о сти каж д ого обуч аю щ егося. 7. Организация управления К онтроль проведения директора по у ч е б н о -в о с п и т а т е л ь н о й ги м н ази и , по следую щ им внеурочной занятий внеурочной деятельности работе направлениям : по плану, оценка осущ ествляет зам ести тель утверж денном у директором содерж ания д еятел ьн о сти , ор ган и зац и я п р о вед ен и я зан яти й и качества внеурочной п рограм м деятельности, си стем а о ц ен и ван и я обучаю щ и хся. 7 .1 .Т р е б о в а н и я к о р г а н и з а ц и и в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и . 7 .1 .1 . О б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е м о ж е т р е а л и з о в ы в а т ь в н е у р о ч н у ю д е я т е л ь н о с т ь п о п р о гр ам м ам , р азр аб о тан н ы м в со о тв етств и и с тр еб о в ан и я м и Ф Г О С Н О О и Ф Г О С О О О , основны м и концептуальны м и полож ениям и УМК и по п р о гр ам м ам , разраб отан н ы м образовательн ы м и учреж ден и ям и . В каж дой части ц елесообразн о вы дели ть основную и до п о л н и тельн у ю ли тер атуру . 7 .1 .2 . П р о г р а м м н о е о б е с п е ч е н и е в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и о п и р а е т с я н а с о ц и а л ь н ы й з а к а з , им ею щ иеся возм ож н о сти и особенности образовательн ого процесса с ц елью м акси м альн ого уд овлетворен и я п отребн остей обучаю щ и хся во вн еурочн ой деятельности, ее д и ф ф ер ен ц и ац и и и и н д и в и д у ал и зац и и . 7 .1 .3 . П ланируем ы е р езультаты служ ат ориентировочной неперсон иф ицированны х м ониторинговы х достиж ений в ш кольника целях основой исследований, определения для составления эф ф ективности проведения портф еля воспитательной деятельн ости . 7 .1 .4 . П рограм м а долж на соответствовать н о р м а ти в н о -п р а в о в ы м требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утверж денны м С анП иН . 7 .2 . В о п р е д е л е н и и с о д е р ж а н и я п р о г р а м м ш к о л а р у к о в о д с т в у е т с я п е д а г о г и ч е с к о й ц елесообразн остью и ориентируется на зап росы и потребности обучаю щ ихся и их р о д и т е л е й (за к о н н ы х п р ед ст ав и те л ей ). 7 .3 . И н теграц и я возм о ж н остей общ его и дополнительного о бразован и я при о р ган и зац и и вн еу р о ч н о й деятельн ости . 7 .3 .1 . П ри о р ган и зац и и внеурочной деятельности учреж дениям и дополнительного об разован и я, кул ьтур ы , сп о р та н а базе ги м н ази и зак л ю ч ается до го во р о со тр у д н и честве О У и у ч р еж д ен и й д о п о л н и тельн о го об разован и я детей. 7 .3 .2 . М ехан и зм ы про ектов, отдельны х кооперация дел ресурсов инф орм ационны м и, услуг ин теграц и и : и и разработка осущ ествление акций , н ап равл ен н ы х обм ен ф инансовы м и, (к о н с у л ь тати в н ы х , и ресурсам и совм естны х на реш ение инф орм ационны х, воспитательны х (и н тел л ек ту ал ь н ы м и , м а т е р и а л ь н о -те х н и ч е ск и м и технических и п рограм м и д р .) ; д р .) ; и задач ; кадровы м и, предоставление взаи м о о б у ч ен и е сп ец и али стов, обм ен п еред овы м опы том ; со вм естн ая эк сп ер ти за к ач ества вн еурочн ой деятельности. 7 .4 .О ц е н к а к а ч е с т в а и у т в е р ж д е н и я п р о г р а м м ы в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и 7 .4 .1 . И сп ользован и е п рограм м внеурочной деятельности п редп олагает проведение следую щ их процедур: - об суж ден и е п рограм м на М О ; - у твер ж д ен и е д и р ек то р о м ги м назии ; - вн еш н ее р ец ен зи р о ван и е, если п р о гр ам м а авторская. 9. Ответственность 9 .1 . А д м и н и с т р а ц и я ш к о л ы О рган и зует п роц есс разработки , р ец ен зи р о ван и я и утверж ден и я п рограм м ы вн еурочн ой деятельности, контроль вы полнения п рограм м внеурочной деятельности, кон тр оль ведения ж урналов внеурочн ой деятельности. 9 .2 . К л а с с н ы е р у к о в о д и т е л и В своей работе руководствую тся П олож ением о классном руководителе. О сущ ествляю т контроль посещ аем ости учащ им и ся занятий внеурочной деятельности. 9 .3 П р е п о д а в а т е л и в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и Д еятельность преподавателей реглам ен ти руется У ставом ги м н ази и , П равилам и в н у тр ен н его р асп о р яд к а, л о к ал ь н ы м и ак там и ги м н ази и , д о л ж н о стн ы м и и н стр ук ц и ям и . 9 .4 . Р о д и т е л и (за к о н н ы е п р е д с т а в и т е л и ) у ч а щ и х с я Н есут ответственность за посещ ение учащ им и ся зан яти й внеурочной деятельности. 10. Заключительные положения 1 0 .1 . П о л о ж е н и е в с т у п а е т в с и л у с м о м е н т а е г о п о д п и с а н и я . 1 0 .2 . И зм ен ен и я и дополнения в данное П ед аго ги ч еск о го С о в ета ги м н ази и . полож ение м о гу т бы ть внесены реш ением Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)