МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ ДЖЕТНОЕ ОБЩ ЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №35» Адрес: п.Ленинкент ул.Школьная, 4 Сайт: gimnaziya-35.dagestanshooi.ru Телефон: 8928-870-19-08 Электронный адрес: ege200635@yandex.ru Утверждаю: Принят решением педагогического совета МБОУ «Гимназия №35» Протокол от «30» 08 2021г. №1 приказом от «30» 08 2021 г. № 1 директошМБОУ «Гимназия №35» чЩНЩ.Ч-М. Меджидова УЧЕБНЫЙ п л а н Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №35» г. Махачкалы на 2021-2022 учебный год Махачкала 2021 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану МБОУ «Г имназия №35» Цели и задачи образовательного учреждения Основными целями Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №35» г. Махачкалы (далее по тексту - Образовательное учреждение) являются: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа жизни. Образовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам; за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Ожидаемые результаты - начальное общее образование (1-4 классы) - достижение уровня элементарной грамотности, овладение универсальными учебными действиями и формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, готовность к дополнительному (углубленному) обучению по предметам гуманитарного профиля на уровне основного общего образования; - основное общее образование (5-9 классы) - достижение уровня функциональной грамотности, соответствующего стандартам основной школы, и готовность к обучению по программам среднего общего образования, осознанному профессиональному выбору, готовность к дополнительному (углубленному) обучению по предметам гуманитарного профиля на уровне среднего общего образования; - среднее общее образование (10-11 классы) - достижение уровня общекультурной, методологической компетентности и профессионального самоопределения, соответствующего образовательному стандарту средней школы. Особенности и специфика образовательного учреждения. Образовательное учреждение осуществляет в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по основным образовательным программам начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку по предметам профильного обучения. Образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность по реализации: дополнительных общеобразовательных программ; программ профессионального обучения. Реализуемые основные общеобразовательные программы. Специфика учебного плана определяется целями и задачами реализуемых в образовательном учреждении образовательных программ. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №35» г. Махачкалы реализует следующие общеобразовательные программы: 1. Основные общеобразовательные программы: • начального общего образования (1-4 классы); • основного общего образования, (5-9 классы); • среднего общего образования, обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку профильного обучения (10-11классы). 2. Дополнительные общеобразовательные программы. Нормативная база для разработки учебного плана. Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №35» г. Махачкалы на 2021/2022 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами: 1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004); 3. Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. основного общего и среднего общего образования» (для VI-XI (XII) классов); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (далее - ФГОС основного общего образования) Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253»; Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее СанПин 2.4.2.2821-10); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; Закон Республики Дагестан « Об образовании в Республике Дагестан» от 15 июня 2014г. №48 Приказ №1490-01/16 от 8 июня 2016г. МОН РД « Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных учреждений на 2021/2022 уч.г.» 14. Уставом МБОУ «Гимназия №35». 15. Приказ №13 от 16.06.2017года. «О создании общереспубликанских предметных школ». Указом главы Республики Дагестан за №13 от 16.06.2017г. МБОУ «Гимназия №35» считать базовой площадкой «Этнокультурной школы» РД. Режим функционирования образовательного учреждения. Учебный план образовательной организации на 2021/2022учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821 10), и предусматривает: 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов; 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов; 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XI классов. Устанавливается следующая продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели; II-IV классы - не менее 34 учебных недель; V-IX классы - не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период в IX классах); X-XI классы - не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период в XI классах. Учебный год в образовательной организации начинается 01.09.2021г. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Организация профильного обучения в VIII- IX и X-XI классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа. Учебный год условно делится в I-IX классах на четверти, в X-XI классах делится на полугодия, являющиеся периодами, по итогам которых во II-XI классах выставляются отметки за текущее освоение общеобразовательных программ. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, предусмотренную Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и составляет: Классы Максимальн ая нагрузка, часов I II III IV V VI VII VIII IX X XI 21 26 26 26 32 33 35 36 36 37 37 Продолжительность учебной недели: 5-дневная для I класса, II - XI классов - 6 дневная. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся I классов не превышает 4 уроков, один раз в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся II-IV классов не более 5 уроков; для обучающихся V-IX классов не более 6 уроков; для обучающихся X-XI классов не более 7 уроков. Начало занятий в 08 часов 00 минут. Обучение осуществляется в две смены. Обучение в I-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае - по 4 урока по 45 минут каждый; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения (февраль). Продолжительность урока в II-IV классах и в V-XI классах составляет 45 минут. Проведение нулевых уроков запрещено. Продолжительность перемен между уроками составляет от 5 до 10 минут. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и внеурочных занятий. Все дополнительные занятия проводятся с перерывом 45 минут после последнего урока. Расписание звонков для обучающихся 1-х классов сентябрь- ноябрь-декабрь январь май 1 урок: 2 урок 3 урок 4 урок октябрь 8.00 - 8.35 8.40 - 9.15 9.20 - 9.55 8.00 8.40 9.20 10.05 - 8.35 9.15 9.55 10.40 8.00 8.50 9.40 10.35 - 8.45 9.35 10.25 11.20 для обучающихся II-IV классов 1 урок I смена g.00- g.45 II смена 13:00 - 13:45 2 урок 8:50 - 9:35 13:50 - 14:35 3 урок 9:40 - 10:25 14:40 - 15:25 4 урок 10:35 - 11:20 15:30 - 16:15 5 урок 11:25 - 12:10 16:20 - 17:05 6 урок для обучающихся V-XI классов I смена II смена 1 урок 8 :00- 8:45 13:30 - 14:15 2 урок 8:50 - 9:35 14:20 - 15:05 3 урок 9:40 - 10:25 15:10 - 15:55 4 урок 10:35 - 11:20 16:00 - 16:45 5 урок 11:25 - 12:10 16:50 - 17:35 6 урок 12:15 - 1300 17:40 - 18:25 Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): во II-III классах - 1,5 часа, в IV-V классах - 2 часа, в VI-VIII классах - 2,5 часа, в IX-XI классах - до 3,5 часов. При разработке содержания третьего часа учебного предмета «Физическая культура» учитывается состояние здоровья обучающихся (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»). Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации учебного плана. Общеобразовательная организация для использования при реализации образовательных программ выбирала: • учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253); • учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 14.12.2009 №729). Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ. Изучение элективных учебных предметов и других предметов, курсов, дисциплин (модулей) школьного компонента организовано с использованием учебных пособий, выпущенных издательствами вошедшими в Приказ Минобрнауки от 14.12.2009 №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 13.01.2011 N 2, от 16.01.2012 N 16). Учебная нагрузка педагогических работников. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601. При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (I - IV классы). СРОК ОСВОЕНИЯ 4 ГОДА I. 1.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Пояснительная записка Учебные планы начального общего образования МБОУ «Гимназия №35» , формируются в соответствии с: • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования); • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; • санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189. 1.2. Учебный план является частью образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №35», разработанный в соответствии с ФГОС начального общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего образования. Учебный план начального общего образования МБОУ «Гимназия №35» на 2020/2021 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов. 1.3. Устанавливается следующая продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели; 2-4 классы - не менее 34 учебных недель. Учебный год начинается 01.09.2021г.Дата окончания учебного года - 30 мая 2022года. 1.4. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять: • для обучающихся I классов - не должен превышать 4 уроков и один день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; • для обучающихся II-IV классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков, за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе; Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий и внеурочной деятельности. 1.5. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): • во II-III классах - 1,5 ч., • в IV-V классах - 2 ч. 1.6. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: • учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену; • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 45 минут каждый); • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения с 08.02.2020 по 14.02.2020. Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом: • В сентябре-октябре четыре урока и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков должно быть направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения). 1.7.В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой начального общего образования осуществляется деление классов на две группы при проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (II-IV классы), при наполняемости классов 25 и более человек. 1.8.Начальное общее образование для использования при реализации образовательных программ выбирает учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253): 1-4 классы - УМК «Школа России», учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 14.12.2009 № 729). Особенности учебного плана I ступени 1-4 кл. На первой ступени обучения в гимназии № 35 осуществляется следующее: • Краеведение по 1 часу (2-3 классы), (за счет части, формируемой участниками образовательного процесса) Предметные области Количество часов в неделю I II III IV Учебные предметы Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Родной язык и литература Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Русский язык 4 5 5 5 Литературное чтение 2 3 3 3 2 2 2 3 3 3 3 Математика 4 4 4 4 Окружающий мир 2 2 2 2 Английский язык Родной язык и литература Основы религиозных культур и светской этики 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 3 Итого: Часть формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка 21 25 25 26 1 1 21 26 26 26 Внеурочная деятельность 5 5 5 5 Всего к финансированию: 26 31 31 31 Искусство Технология Физическая культура Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. 2.3. Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Основная образовательная программа начального общего образования в I-IV классах реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. 2.3.1. ФГОС НОО устанавливает не только обязательные учебные предметы, но и обязательные предметные области. К учебным предметам федерального компонента учебного план отнесено 10 учебных предметов: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура, основы религиозных культур и светской этики. 2.3.2. «Окружающий мир» - интегрированный курс - 2 часа в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. 2.3.3. «Искусство» Часы, отведенные на преподавание учебной области «Искусство» распределены следующим образом: «Музыка» - учебный предмет - 1 час в неделю в 1- 4 классах. 2.3.4. «Физическая культура» учебный предмет - 3 часа в неделю, реализуется на уроках физической культуры. Обучающиеся общеобразовательной организации, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, будут ориентированы на выработку умений использовать физические упражнения для укрепления состояния здоровья, развития устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды. В оздоровительных целях в общеобразовательной организации созданы условия для реализации биологической потребности организма детей в двигательной активности: проведение уроков физической культуры, подвижных игр во время перемен, организация внеклассных спортивных мероприятий. Все это способствует развитию и сохранению здоровья детей, профилактике простудных заболеваний. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки. 2.3.5. «Иностранный язык» - ведется преподавание английского языка на базовом уровне. 2.3.6. «Русский язык» учебный предмет в 1- 4 классах - 5 часов в неделю. 2.3.7. «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее - ОРКСЭ) В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Аттестация учащихся в IV классах по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» - оценочная. Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у учащегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами комплексного курса являются: - знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); - развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; -развитие способностей учащихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований. Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) учащихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей 2.4. Региональная специфика базисного плана (1 - 4 классы) Региональным компонентом является родной язык. Во всех классах ведется обучение родному языку, создаются учебные группы на аварском и кумыкском языках, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом родной язык в этих классах должен стоять в расписании одним уроком. Из учащихся разных национальностей, для которых из-за малого количества в параллельных классах не могут быть созданы учебные группы, комплектуется группа для изучения во время уроков родного языка предмета «Русский как родной» на русском языке. 2.5. Внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность организуется с учетом рекомендаций следующих документов: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями); Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности: • туристско-краеведческое (спортивно-оздоровительное); • общекультурное; • общеинтеллектуальное; • духовно-нравственное; • социальное; Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, посещение театров, конференции, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики. Основной принцип внеурочной деятельности - добровольность выбора ребёнком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет общеобразовательное учреждение (организация). Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения (организации). Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и внеурочных занятий. Продолжительность занятий 35-45 минут. Для обучающихся I-х классов в первом полугодии продолжительность занятий не превышает 35 минут. Занятия проводятся через формы, отличных от классно-урочной системы: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации, и является Приложением к Учебному плану МБОУ «Гимназия №35». Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Внеурочная деятельность гимназии №35 для 1-4 классов на 2021 - 2022 учебный год Направление внеурочной деятельности Туристскокраеведческое (спортивно оздоровительное) Социальное Духовно нравственное Название программы 1 классы 1 Пешеходный туризм 1ч 2.Хореография 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 0,5ч. 1ч. 1ч. 0,5ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 5ч. 5ч. 5ч. 5ч. 1.В гостях у Мойдодыра Общекультурное 1ч 2.Окружающий мир (НТТ) 1ч. 1.«Россия - Родина моя» 2.«Моя малая Родина» 3.Юный этнограф 1ч. 2.Я - исследователь (за страницами учебника русского языка Детская риторика Всего часов 1ч. 4 классы 1ч. 1.Я - исследователь (за страницами учебника математики) Обще интеллектуальное Количество часов 2 3 классы классы 2.6. Используемый УМК. «Школа России» Учебно-методический комплект «Школа России» ориентирован на личностно развивающее образование младших школьников. Приоритетным является духовно нравственное развитие ребенка. На его поддержку направлены содержание учебных предметов и деятельность, связанная с освоением этого содержания. Для достижения целей развития личности обучение строится на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (V - IX классы). СРОК ОСВОЕНИЯ 5 ЛЕТ II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Основное общее образование Пояснительная записка к учебному плану для классов, реализующих общеобразовательную программу основного общего образования (5-9 классы) Особенности учебного плана: Учащиеся V- IX классов обучаются по программам, соответствующим уровню развития и интересам учеников, по учебным планам, которые предусматривают: образование не ниже базового по основным предметам, введение дополнительных предметов и курсов, усиливающих профессиональную составляющую и языковую подготовку. Учебный план 5-9 классов сформирован на основе Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Инвариантная часть учебного плана полностью соответствует требованиям ФУП. Учебный план для гимназии №35 разработан на основе федерального базисного учебного плана. Он способствует сохранению единого образовательного пространства как в Республике Дагестан, так и в Российской Федерации. Учебный план определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся и состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение обязательной части национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения по классам и учебным предметам. Учебный план предназначен для образовательных учреждений со смешанным национальным составом учащихся. Часть базисного учебного плана, формируемая образовательным учреждением, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования и рассчитан на 34 учебные недели в год. По решению муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель (с учётом экзаменационного периода). Продолжительность урока - 45 минут. При проведении учебных занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (V - IX классы), «Технология» (V- VIII классы), а также «Информатика и ИКТ», «Физика» и «Химия» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях - при наполняемости 25 и более человек. По родному языку в городских школах (V - IX классы) - 25 и более человек. В классах с русским языком обучения для изучения родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах должен стоять в расписании одним уроком. Из учащихся разных национальностей, для которых из-за малого количества в параллельных классах не могут быть созданы учебные группы, комплектуется группа для изучения во время уроков родного языка предмета «Русский как родной» на русском языке. Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается как самостоятельный учебный предмет. Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX классы. Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право». Учебный предмет «География» объединяет преподавание физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет. Учебный план финансируется во всех видах образовательных учреждений не ниже предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки учащихся. Особенности учебного плана II ступени 5-9 классы На второй ступени обучения в гимназии № 35 осуществляется следующее: • Краеведение 1 час в 7 классах (за счет части, формируемой участниками образовательных отношений) • Математика по 1 часу (8-9 классы) (за счет части, формируемой участниками образовательных отношений) • Русский язык по 1 часу (8-9 классы) (за счет части, формируемой участниками образовательных отношений). • Французский язык по 1 часу (5,6,7 классы) за счет части, формируемой участниками образовательных отношений). Предметные области Учебные предметы Количество часов в год V VI VII IX VIII Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественнонаучные предметы Русский язык Литература Родной язык и литература Английский язык Французский язык 5 3 3 3 1 6 3 3 3 1 Математика Алгебра Геометрия Информатика 5 5 История России. Всеобщая история 2 1 1 Обществознание География Биология 3 2 3 3 3 3 3 3 3 2 1 3 2 1 3 2 1 2 2 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 2 2 2 2 3 Химия Физика Искусство Музыка Технология Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности Изобразительное искусство Технология Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Основы духовно нравственной культуры народов России 4 2 3 3 1 1 1 2 2 1 1 1 2 1 2 1 2 3 1 1 1 3 3 3 3 Основы духовно-нравственной культуры народов России 1 Итого: 32 32 33 34 34 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 0 1 2 2 2 Максимально допустимая недельная нагрузка 32 33 35 36 36 Внеурочная деятельность 5 5 5 5 5 Всего к финансированию: 37 38 40 41 41 Внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Обучающимся предоставлена возможность посещать занятия в музыкальных и художественных школах, спортивные секции, кружки в учреждениях и отделениях дополнительного образования, другие дополнительные занятия по выбору родителей (законных представителей) обучающихся. План внеурочной деятельности для обучающихся 5-9-х классов МБОУ «Гимназия №35» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов, и определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности сформирован с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, развития индивидуальных способностей каждого школьника, формирования коммуникативных качеств. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия проводятся учителями гимназии. Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ «Гимназия №35». Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельно от расписания уроков образовательной организации. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут. Внеурочная деятельность организуется по5 направлениям развития личности: • туристско-краеведческое (спортивно-оздоровительное); • общекультурное; • общеинтеллектуальное; • духовно-нравственное; социальное; Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, посещение театров, конференции, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики. Основной принцип внеурочной деятельности - добровольность выбора ребёнком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет общеобразовательное учреждение (организация). Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения (организации). Внеурочная деятельность гимназии №35 для 5-9 классов на 2021/2022 учебный год Направление внеурочной деятельности Туристскокраеведческое (спортивно оздоровительное) Духовно нравственное Социальное Название программы Количест во часов в неделю Количест во часов в неделю Количест во часов в неделю Количест во часов в неделю Пешеходный туризм Количес тво часов в неделю 5 класс 1ч. 6 класс 1ч. 7 класс 1ч. 8 класс 1ч. 9 класс 1ч. 1.Я - этнограф 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2. В мире искусства 1.Мой Дагестан 1ч. 1ч. 1ч 1ч. 1ч. 2. Азбука здоровья 3. Я в современном мире Обще интеллектуально е Общекультурное Всего часов 1ч. Юный математик 1ч. Мастерская слова 1ч. 1ч. 5ч. 5ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 5ч. 5ч. 5ч. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (в год не более 350 часов) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (X - XI классы). III. Среднее общее образование Среднее общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение этих целей возможно при введении профессионального обучения, которое является системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Принципы построения Примерного учебного плана (ПУП) для 10 -11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов, каждое образовательное учреждение получает широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающийся - выбора профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального и национально-регионального компонента, направленные назавершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента Примерного учебного плана. При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», входящие в инвариантную часть Примерного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются. Предметы национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения для 10 и 11 классов представлены количеством часов, отводимых на их изучение. Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основные функции: 1) «надстройки» профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным; 2) развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи Единого государственного экзамена по выбранному предмету; 3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык», «Информатика и ИКТ», а также «Естествознание», «Физика», «Химия» (во время проведения практических занятий) и элективных курсов в 10-11 классах осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях - при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек. При проведении занятий по физической культуре, делятся на группы юношей и девушек. В связи с необходимостью этнокультурного профиля гимназии учебный предмет «Родная литература» изучается интегрированным курсом с дагестанской литературой, для учащихся разных национальностей комплектуется группа для изучения во время уроков родной литературы предмета «Дагестанская литература» на русском языке. В гимназии № 35 на III ступени обучения вводится профильное направление: биолого-географический, социально-гуманитарный, химико-биологический. Биолого-географический профиль В биолого-географическом профиле на профильные учебные предметы в 10-11-х классах отведено по 12 часов 1. На элективные предметы отведено в 10-11 классе по 6 часов. Вводятся элективные предметы: • Основы духовно-нравственной культуры народов России (Культура и традиции народов Дагестана) по 1 часу (10-11 классы) (часть, формируемая участниками образовательных отношений). • Астрономия 1 час (10 класс) (часть, формируемая участниками образовательных отношений). • Русский язык по 2 часа (10-11 классы) (часть, формируемая участниками образовательных отношений). • ОБЖ по 1 часу (10-11 классы) (часть, формируемая участниками образовательных отношений). • Информатика ) по 1 часу (10-11 классы) (часть, формируемая участниками образовательных отношений). • Индивидуальный проект 1 час 11 класс (часть, формируемая участниками образовательных отношений). Учебный план гимназии № 35 для 10-11-х классов биолого-географического профиля Число недельных учебных Предметные области Учебные предметы часов за два года обучения I Обязательная часть Базовые учебные предметы 10 класс 11 класс Русский язык Русский язык 1 1 3 3 Литература Литература Иностранный язык Английский язык 3 3 История 2 2 Обществознание (включая экономику и 2 2 Общественно-научные предметы право) 2 2 Физика Естественно-научные Химия 1 1 предметы Физическая культура и Физическая культура 3 3 основы безопасности жизнедеятельности 17 17 Итого: Профильные учебные предметы Профильные учебные предметы Математика (алгебра и начала математического анализа, геометрия) География 6 6 3 3 Родная рлитература Биология 3 12 Итого II Региональный (национально-региональный' компонент 2 Родная литература Итого 2 3 12 2 2 III Часть, формируемая участниками образовательных отношений Астрономия 1 Основы духовно-нравственной культуры 1 1 Элективные учебные народов России (Культура и традиции народов предметы Дагестана) Русский язык 2 2 ОБЖ 1 1 1 1 Информатика Индивидуальный проект 1 6 6 Итого Максимально 37 37 допустимая недельная нагрузка Внеурочная 5 5 деятельность Всего к 42 42 финансированию: В социально-гуманитарном профиле на профильные учебные предметы в 10 11 классах отведено по 17 часов. 1. На элективные предметы отведено в 10 кл- 3 часа, в 11 кл-4 часа Вводятся элективные предметы: • Индивидуальный проект по 1 часу 10-11кл (часть, формируемая участниками образовательных отношений). • Химия по 1 часу (10-11 кл.) (часть, формируемая участниками образовательных отношений). • ОБЖ по 1 часу (10-11 кл.) (часть, формируемая участниками образовательных отношений). • Астрономия 1 час (11 кл) (часть, формируемая участниками образовательных отношений). Учебный план гимназии № 35 для 10-11-х классов социально-гуманитарного профиля Число недельных учебных Предметные области Учебные предметы часов за два года обучения I Обязательная часть Базовые учебные предметы 10 класс 11 класс Иностранный язык Английский язык 3 3 4 4 Математика Математика (алгебра и начала математического анализа, геометрия) 1 Общественно-научные Экономика предметы Мировая художественная культура 1 1 1 1 Физика Естественно-научные География 1 1 предметы Биология 1 1 3 3 Физическая культура и Физическая культура основы безопасности жизнедеятельности 15 Итого: 15 Профильные учебные предметы Профильные учебные предметы Русский язык Литература История Обществознание Право Итого 3 5 4 3 2 17 3 5 4 3 2 17 II Региональный (национально-региональный) компонент 2 Родная литература 2 Итого III Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Индивидуальный проект 1 Элективные учебные Химия 1 предметы ОБЖ 1 Астрономия 3 Итого Максимально 37 допустимая недельная нагрузка Внеурочная 5 деятельность Итого к 42 финансированию Родная литература 2 2 1 1 1 1 4 37 5 42 Внеурочная деятельность гимназии №35 для 10-11 классов на 2021/2022 учебный год Направление внеурочной деятельности Туристско-краеведческое (спортивно оздоровительное) Духовно-нравственное Социальное Пешеходный туризм Количество часов в неделю 10 класс 11 класс 1ч. 1ч. Я - этнограф Я в современном мире 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Обще-интеллектуальное Курс практической математики 1ч. 1ч. Общекультурное Культура речи 1ч. 1ч. 5ч. 5ч Всего часов Название программы В биолого-географическом профиле на профильные учебные предметы в 10-11-х классах отведено по 12 часов 2. На элективные предметы отведено в 10-11 классе по 6 часов. Вводятся элективные предметы: • Индивидуальный проект по 1 часу (10-11 классы) (часть, формируемая участниками образовательных отношений). • Астрономия по 1 часу (10-11 классы) (часть, формируемая участниками образовательных отношений). • Русский язык по 2 часа (10-11 классы) (часть, формируемая участниками образовательных отношений). • ОБЖ по 1 часу (10-11 классы) (часть, формируемая участниками образовательных отношений). • Информатика по 1 часу (10-11 классы) (часть, формируемая участниками образовательных отношений). Предметные области Русский язык Литература Иностранный язык Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Учебный план гимназии № 35 для 10-11-х классов химико-биологический профиля Число недельных учебных Учебные предметы часов за два года обучения I Обязательная часть Базовые учебные предметы 10 класс 11 класс Русский язык 1 1 3 3 Литература Английский язык 3 3 История 2 2 Обществознание (включая экономику и 2 2 право) 2 2 Физика География 1 1 Физическая культура Итого: 3 3 17 17 6 6 3 3 12 3 3 12 Профильные учебные предметы Профильные учебные предметы Математика (алгебра и начала математического анализа, геометрия) Химия Биология Итого Родная литература II Региональный (национально-региональный) компонент 2 Родная литература Итого 2 2 2 III Часть, формируемая участниками образовательных отношений Астрономия 1 1 Индивидуальный проект 1 1 Элективные учебные Русский язык 2 2 предметы ОБЖ 1 1 1 1 Информатика 6 6 Итого Максимально 37 37 допустимая недельная нагрузка Внеурочная 5 5 деятельность Всего к 42 42 финансированию 34