Программа Краеведение.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО
ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ
CШ № 35 пос. ЛЕНИНКЕНТ г. МАХАЧКАЛА

Экспериментальная программа
по курсу «Краеведение»
для учащихся 1 –11 классов

МАХАЧКАЛА

-2003 год

Программа утверждена Управлением дополнительного образования и
воспитательной работы МО РД и рекомендована для использования в
системе общего и дополнительного образования.
Программа подготовлена как региональная Центром детско-юношеского
туризма и краеведения МО РД и МОУ СШ № 35 г.Махачкалы.
Предусматривается возможность внесения изменений и дополнений с
учетом специфики тематических,целевых и иных программ,разработанных
в районе,городе.

Рецензент:
Саидов Т.Г. –к.п.н. ст.научный работник ДНИИ педагогики им.
А.А.Тахо-Годи, заведующий отделом Культуры и искусства
Составители:
Хайбулаев А.А. – директор Республиканской ЦДЮТК, заслуженный
учитель РД.
Меджидова Ч.М. – директор СШ № 35 г.Махачкалы, заслуженный учитель
РФ и РД.
Абдулаева А.Г. – учитель СШ №35 г.Махачкалы, учитель истории,
отличник образования РД.

2

Краеведение в настоящее время занимает прочное место в образовании и
воспитании школьников.
Что же включает в себе понятие «Школьное краеведение» и
качество его, сущность? Впервые термин «краеведение» стал употребляться
в педагогической литературе с 1914 года.
Исходя из современных задач, возможностей школы и
накопленного опыта, изучение края может проводиться с учебновоспитательной, познавательной или научной целями, хотя ни одна из них
не реализуется в чистом виде, а выступает чаще всего во взаимосвязи с
другими.
Непосредственно с понятием «краеведение» связано понятие «края», без
четкого представления, о пространственных границах которого невозможна
целенаправленная работа по его изучению. Под понятие «край»
(применительно к краеведению) можно подвести несколько ареалов:
1. Собственная область или его часть;
2. Район или часть;
3. Населенный пункт
4. Отдельный производительный объект
Какова же педагогическая значимость краеведческой работы в школе?
Основные положения:
І. Сбор учащимися разнообразного краеведческого материала в ходе
изучения своего края. На основе собранного материала изготовление
наглядных пособий (карто-схем,таблиц,писем,дальнейшее
использование их на уроках).
Четко обработанный и включаемый в урок краеведческий материал
вызывает у учащихся повышенный интерес к изучению предмета,
соответствует активизации их познавательной деятельности.
ІІ.
Принимая участие в изучении края во всех ее формах, работа в
экспедициях,походах, библиотеках, местных архивах, оформлении
краеведческого кабинета, школьных музеев, комнат революционной
и боевой славы, школьники развивают имеющиеся, и приобретают
новые умения и навыки интеллектуальной, последовательной и
оформительской работы, развивают свой эстетический вкус.
ІІІ.
Краеведческий материал с успехом используются в
воспитательной, внеурочной работе при проведении краеведческих
конференций,вечеров,встреч со знаменитыми людьми, выпуске
стенгазет,альбомов и т.д.
ІΥ.
В процессе краеведческой работы школьники приобщаются к
посильному общественно-полезному труду,оказывают помощь по
реставрации памятников истории и культуры.
3

Υ.

Краеведческая работа оказывает положительное влияние на
профессиональное совершенствование самого учителя:
- во-первых, чтобы успешно руководить учащимися по изучению
своего края, учитель должен сам хорошо знать край. Необходимо
учителю вооружиться методам изучения окружающей
действительности. Он должен быть, в сущности, краеведом.
- во-вторых, применение краеведческого материала в учебновоспитательной работе существенно влияет на повышение
педагогического мастерства учителя, побуждает его к творческой
разработке уроков или воспитательных мероприятиях и позволяет
на этой почве достигать более качественных знаний и развития
учащихся.
- в-третьих, участвуя с учащимися в походах, в экспедициях,
учитель лучше знает характер и интересы школьников, это
помогает в установлении с учащимися деловых отношений и
индивидуального подхода к ним.
Ц Е Л Ь:
- привитие любви к родному краю;
- включение ребенка в диалог с окружающим миром;
- становление и развитие гражданственности.
-

-

З А Д А Ч И:
накопление и систематизация представлений детей об
окружающем мире и действительности;
формирование и развитие навыков социального поведения и
жизнедеятельности;
воспитание общей культуры и эрудиции;
сближение учебного и воспитательного процесса,связь семьи и
школы.
П Р И Н Ц И П Ы:
историзм;
реалистическое представление;
обеспечение чувственного изучения окружающего мира;
вовлечение семьи в процесс познания;
экология знаний.
Т Е М Ы:

- наша страна;
4

-

наш край;
наш город (село);
наша школа;
наша семья.

Тема семьи должна стать одной из главной в краеведческой работе.
Основные направления:
- создание родословного древа;
- выявление семейных реликвий и преданий;
- изучение судьбы семьи в судьбе города, села;
- формирование семейного архива.
В процессе изучения всех этих направлений дети имеют возможность
глубоко изучить историю своей семьи и предков.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КРАЯ:
-

экскурсия и прогулки по родному краю;
опрос населения, анкетирование;
переписка с земляками;
встречи с интересными людьми;
просмотр телеперадач.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
-

учебники для учащихся;
хрестоматия для учителя;
методические разработки уроков;
фототека;
фоно записи.

ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ СБОР МАТЕРИАЛА
(Экспедиции, походы, экскурсии по особому плану)
ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИМИСЯ
(Рефераты, альбомы, доклады, картосхемы и т.д.)

5

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КУРС
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
1 Класс

Дать представление об окружающем мире, о планете Земля.
Общее представление о Дагестане, о Ленинкенте
1.
Я ПОЗНАЮ МИР
1. Планета – наша Земля.
2. Я,ты,он,она – вместе дружная семья.
ΙΙ. МОЯ РОДИНА

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Дагестан – Моя Родина
Кто живет в Дагестане
Столица Дагестана
Города Дагестана
Районы Дагестана
Герб, флаг,гимн Дагестана

ΙΙΙ. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Мой поселок – Ленинкент
Улицы моего поселка
Моя школа
Наш школьный сад
Детский сад
Родники в поселке
Школа милиции
Мечети в поселке

ΙΥ. ПРИРОДА И МЫ

Нарат-Тюбинский хребет
Атлы-Боюн
Атлы-Боюнский перевал
Водохранилище
КОР
Ленинкентские скалы:
- Кикимав-яр
- Ахмедхан-яр
- Кутан-яр
7. Синее,синее море (Каспий)
8. Песчанная гора (Сары-Кум)

1.
2.
3.
4.
5.
6.

6

9. Телецентр
Υ. ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР пос.ЛЕНИНКЕНТ
1. Деревья,кустарники,травы.
2. Дикие и домашние животные.
ΥΙ. ЭКСКУРСИИ И ПОХОДЫ:
Школа – Детский сад
Школа – Школа милиции
Школа – родники
Школа – Ленинкентские скалы
Школа – Хребет Нарат-Тюбе
ШколаΥΙΙ. МОЙ ДОМ,МОЯ СЕМЬЯ
1.
2.
3.
4.
5.

Папа,мама,я – дружная семья.
Мой дедушка
Наши семейные праздники
Сакля – дом горца
Предметы быта горцев
ΥΙΙΙ. ТУРИЗМ И ЭЛЕМЕНТЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
ΙХ. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: «Я ПОЗНАЮ МИР»

По окончании курса краеведения за первый класс учащиеся должны
знать,что значит «Малая Родина». Рассказать о поселке Ленинкент,где
расположен, с кем граничит, основные объекты, географические,
архитектурные, культурные памятники.
И выполнить творческую работу: «Я познаю мир».

7

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
№№ НАИМЕНОВАНИЕ
ТЕМ
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Я познаю мир
Моя родина
Моя малая Родина
Природа и мы
Животный и
растительный мир
Экскурсия и походы
Мой дом, моя семья
Туризм и элементы
ориентирования
Творческая работа
«Я познаю мир»
И Т О Г О:

ТЕОРЕТИ
ЧЕСКИЕ

ПРАКТИ
ЧЕСКИЕ

1
4
8
8

2
8
16
16

ОБЩЕЕ
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
3
12
24
24

2
8
2

4
16
4

6
24
6

2

4

6

1
36

2
72

3
108

8

2 КЛАСС

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1.
МОЙ ДАГЕСТАН
Где расположен Дагестан?
Страна гор и гора языков
Народности в Дагестане
Герб.Флаг. Гимн Дагестана
ΙΙ. ЛЕНИНКЕНТ – АТЛЫ-БОЮН
Д.Коркмасов – основоположник Ленинкента.
Атлы-Боюн (происхождение названия)
Занятие населения Старого Атлы-Боюна
Традиции и обычаи Старого села.
Жилища атлыбоюнцев (предметы быта, домашняя утварь)
Растительный мир Атлы-Боюна
Животный мир.
Родники и целебные источники

1.
2.
3.
4.
5.

ΙΙΙ. ГОРОД У МОРЯ
Махачкала – столица Дагестана.
Памятник М.Дахадаеву.
Порт-Петровск
Маяк
Жители города

1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

ΙΥ. ГОРОДА ДАГЕСТАНА
Дербент – город крепость.
Темир-Хан-Шура.
Кизляр
………..
Υ. АУЛЫ ДАГЕСТАНА
Наши добрые соседи
Тарки
Коркмаскала
Шамхал
Балхар
Кубачи
…………..
ΥΙ. ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
9

1. Экскурсия и общее знакомство.
1 зал – Культура и традиции
2 зал – Картинная галерея
3 зал – Боевой славы
ΥΙΙ. ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Самый высокий бархан в Европе.
Самый глубокий каньон в мире.
Самые высокие точки на Кавказе.
Самый древний город в Дагестане.
Самая длинная река.
Уникальные памятники живой природы.
Самый большой остров.

ΥΙΙΙ. МОЯ СЕМЬЯ

1. Моя семья - во мне семь «я»
2. Мои бабушки
3. Мои дедушки
4. Мои братья и сестры
5. Наши семейные праздники
6. Мой тухум
7. Передается из поколения в поколение
8. Мама у очага родного
9. У мамы руки золотые
10.
Стихи,песни,пословицы о маме

ΙХ. ТУРИЗМ И ЭЛЕМЕНТЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Х. ЭКСКУРСИЯ И ПОХОДЫ
ХΙ. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА : «МОЯ МАМА»
В конце 2-го класса дети должны иметь полное представление о поселке
Ленинкент и старом Атлы-Боюне, о причине переселения из Атлы-Боюна
в Ленинкент, уметь свободно ориентироваться в поселке, а также знать о
соседях. Итогом является творческая работа «Моя мама».

10

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
№№ НАИМЕНОВАНИЕ
ТЕМ
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Мой Дагестан
Мой Ленинкент –
Атлы-Боюн
Моя Махачкала
Города Дагестан
Аулы Дагестана
Школьный музей
Памятники природы
Моя семья
Туризм и элементы
ориентирования
Экскурсии и походы
Творческая работа
«Моя мама»
И Т О Г О:

ТЕОРЕТИ
ЧЕСКИЕ

ПРАКТИ
ЧЕСКИЕ

3

6

ОБЩЕЕ
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
9

4
2
5
3
3
2
2

8
4
10
6
6
4
4

12
6
15
9
9
6
6

2
8

4
16

6
24

2
36

4
72

6
108

11

3 КЛАСС

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Ι. СТРАНА, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
1.
О Дагестане (природный климат,расположение)
Страна гор и гора языков.
Жилища горцев.
Занятие населения.
Одежда горцев.
Герб.Гимн. Флаг Дагестана и России.

1.
2.
3.
4.
5.

ΙΙ. АТЛЫ-БОЮН – ЛЕНИНКЕНТ
Продолжить изучение обычаев и традиций Старого Атлы-Боюн.
Встреча со старожилами.
Переселение из Атлы- Боюна
Занятие населения в Атлы-Боюне
Первые переселенцы
Жилища в поселке Ленинкент
Кто живет в поселке?
ΙΙΙ. ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Что такое очаг?
Хранилища очага
Моя дружная семья
Обычаи и традиции (тухума,рода)
Семейная фотография
Семейные праздники

ΙΥ. НАШИ СОСЕДИ
Знакомство и заочные путешествия по соседям пос.Ленинкент.
1. С кем граничит пос.Ленинкент
2. Коркмаскала (история села)
3. ТАРКИ (истории села)
4. ШАМХАЛ (история села)
1.
2.
3.
4.

Υ. НАЦИОНАЛЬНАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ОДЕЖДА
Одежда наших предков;
Национальный костюм горцев;
Национальный костюм горянок;
Головные уборы;
12

5.
6.
7.
8.

Моя школьная форма;
Какая мода будет завтра;
Встречают по одежке,провожают по уму;
Конкурс рисунков «Я модельер»
ΥΙ. ЗАОЧНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ДАГЕСТАНУ

1.
2.
3.
4.

1-й этаж «По аулам Дагестана»
2-й этаж «Растительный мир Дагестан»
3-й этаж «Малая Третьяковская галерея»
Актовый зал – «Галерея лиц дорогих дагестанцев»

ΥΙΙ. ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ МОЕГО
КРАЯ
ΥΙΙΙ. ТУРИЗМ И ЭЛЕМЕНТЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Х. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: «ПРИРОДА МОЕГО КРАЯ»
После третьего класса расширяются знания детей о Дагестане. Идет
более глубокое изучение истории своего края. Старый Атлы-Боюн его
обычаи и традиции. Идет постепенное знакомство с соседними
населенными пунктами, а также дается общее представление о Махачкале
и аулах-мастерах.

13

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
№№ НАИМЕНОВАНИЕ
п/п
ТЕМ
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.

Cтрана,в которой мы
живем
Атлы-БоюнЛенинкент
Родной очаг
Наши соседи
Национальная и
современная одежда
Заочные путешествия
по
Дагестану
Ветераны ВОВ
моего края
Туризм и элементы
ориентирования
Походы и
экскурсии
Творческая работа
«Природа моего
края»
И Т О Г О:

ТЕОРЕТИ
ЧЕСКИЕ

ПРАКТИ
ЧЕСКИЕ

2

4

ОБЩЕЕ
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
6

5

10

15

4
3

8
6

12
9

4

8

12

4

8

12

4

8

12

1

2

3

7

14

21

2

4

6

36

72

14

108

4 КЛАСС
1. МОЯ РОДИНА
Изучение природы и климата Дагестана
1. Природа и климат
2. Страна гор – гора языков
3. Климат Дагестана
4. Климатические условия пос.Ленинкент
5. ……………………………………….
ΙΙ. ЗЕМЛЯ – НАША КОРМИЛИЦА
1. Земледелие
2. Животноводство
3. Занятие население Старого Атлы-Боюна
4. Занятие населения пос.Ленинкент
5. Орудие труда
6. Трудовые праздники «Навруз»
7. «Пахарь» (картинная галерея СШ № 35)
8. «Молотьба» (картинная галерея СШ № 35)
9. Ветераны труда пос.Ленинкент
10.
Экскурсия на мельницу пос.Ленинкент
11.
Пословицы и поговорки о труде
12.
………………………………….

ΙΙΙ.ПО АУЛАМ ДАГЕСТАНА

Знакомство с аулами – мастерами; заочные путешествия.
Центры ремесла:
1. Балхар
2. Кубачи
3. Унцукуль
4. Анди
5. Табасаран
6. …………………………
ΙΥ. МАХАЧКАЛА – СЕРДЦУ МИЛЫЙ ГОРОД
Дать представление о Махачкале,о старом названии. Знакомство с
памятниками,библиотеками,музеями Махачкалы.
1. Анжи- Порт-Петровск – Махачкала
2. Улицы Махачкалы
3. Памятники Махачкалы
15

4. Музеи,библиотеки
5. Исторические здания
6. ……………………………….
Υ. ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

1. Атлы-Боюн – Ленинкент
2. Атлы-Боюнское восстание
3. Культура и быт
4. Одежда народов Дагестана
5. Имам Шамиль
6. Д.Коркмасов
7. Они сражались за Родину
8. Этот день мы приближали, как могли
9. Картинная галерея «Памятные места Дагестана»
10.
Нумизматика
ΥΙ. МОЙ ПОСЕЛОК
Ленинкент: вчера,сегодня,завтра
Занятие населения
Природа и климат
Нации и межнациональные отношения
Растительный мир поселка Ленинкент
Жилища в пос.Ленинкент
Архитектурные объекты
ΥΙΙ. УЛИЦЫ МОЕГО ПОСЕЛКА
В честь кого названа,кто проживает,кто твой сосед?
1. Совхозная
2. Коркмасова
3. Гагарина
4. ………………………
ΥΙΙΙ. ТУРИЗМ И ЭЛЕМЕНТЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
ΙХ. ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Х.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА : «МОЯ УЛИЦА»

В конце 1-4 класса учащиеся должны уметь свободно
рассказывать о Дагестане и о своем поселке Ленинкент. Хорошо
владеть местной топонимикой. Знать историю старого села,его
обычаи и традиции. Совершить экскурсии по окрестностям
пос.Ленинкент, а также поход в старый Атлы-Боюн.
Знать и уметь рассказывать о городах Дагестана, более глубоко
изучить столицу и его достопримечательности.
16

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
№№ НАИМЕНОВАНИЕ
п/п
ТЕМ

4
4

8
8

4

8

12

5.

Моя Родина
Земля - наша
кормилица
Аулы Дагестана
Махачкала сердцу
милый город
Школьный музей

ОБЩЕЕ
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
12
12

6
2

12
4

18
6

6.

Мой поселок

3

6

9

7.

Улицы моего поселка

3

6

9

8.

Туризм и элементы
ориентирования
Походы и
экскурсии
Творческая работа
«Моя улица»
И Т О Г О:

1

2

3

8

16

24

1
36

2
72

3
108

1.
2.
3.
4.

9.
10.

ТЕОРЕТИ
ЧЕСКИЕ

17

ПРАКТИ
ЧЕСКИЕ

5 КЛАСС
1. МОЯ РОДИНА – ДАГЕСТАН
Изучение природных памятников и достопримечательностей Дагестана
1. Географическое положение (расположение)
2. Население Дагестана
3. Природные памятники Дагестана
4. Занятие население
П. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Изучение местной топонимики окрестностей поселка Ленинкент и АтлыБоюна.
Путешествие по намеченным маршрутам и объектам.
Исторический путь,исторические лица, старожилы.
Жизнь и деятельность Д.Коркмасова, его вклад в основание
пос.Ленинкент
1. Атлы-Боюн
2. По следам минувших дней
3. Атлы-боюнское восстание
4. Традиции и обычаи старого села
5. Ленинкент,вчера,сегодня,завтра
6. Д.Коркмасов – основоположник пос.Ленинкент
7. Первые переселенцы нового поселка
8. Улицы моего поселка
9. Основные объекты в пос.Ленинкент:
а) родники;
б) мечети;
в) школа милиции;
г) телецентр
д) Ленинкентские скалы;
10.
Интересные люди моего села
а) Асхабалиев Абдулгаджи
б) Алхасов М-Расул
в) ……………………….
11.
Кто живет в пос.Ленинкент?
Ш. МИР ВОКРУГ ЛЕНИНКЕНТА
1. Заочное путешествие по маршрутам:
18

- Школа – Атлы-Боюн
- Школа – Сары-Кум
- Школа – КОР
- Школа – Ленинкентские скалы
2. Нарат-тюбинский хребет (растение и животный мир)
1У. ГОРОД У МОРЯ
История возникновения города Махачкалы. Пламенный революционер
Махач Дахадаев.
1. Махачкала – сердцу милый город
2. Из глубины веков
3. Древняя Албания
4. Порт- Петровск
5. Махач Дахадаев
6. Памятники в Махачкале
7. Тарки
У. ГОРОДА ДАГЕСТАНА
1. Дербент
2. Буйнакск
3. …………
У1. ПО АУЛАМ ДАГЕСТАНА
Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Гончарный промысел,
обработка дерева,бурочный промысел.
Ремесленные центры
1. Балхар
2. Кубачи
3. Гоцатль
4. Анди
5. Унцукуль
6. Табасаранский район
7. ……………………..
УП. АУЛЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
1. Гимри
2. Гоцатль
3. Гуниб
4. Хунзах
5. Сергокала
6. Аксай
7. Эндрей-аул
8. Ахты
19

9. Кумух
10.
……………….
УШ. ОДЕЖДА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
1. Женская одежда
2. Головные уборы
3. Мужская одежда
1Х. МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ КРЕПОСТЬ
Значение семьи в развитии современного общества.Продолжение и
сохранение обычаев и традиций.
1. Мама,папа,я – дружная семья
2. Наши семейные традиции и обычаи
3. Наши семейные друзья
4. Как ты живешь,сосед?
5. Мои бабушки и дедушки
6. Моя родословная
7. ………………………
Х. ТУРИЗМ И ЭЛЕМЕНТЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Х1. ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ
ХП. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: «МОЯ СЕМЬЯ»
После окончания 5-го класса дети получают более глубокие знания по
краеведению, а также повторяют и обобщают ранее изученное.
Продолжается изучение истории Ленинкента, жизнь и деятельность
Д.Коркмасова. Путешествия по эколого-краеведческим тропам. Развитие
декоративно-прикладного искусства.
Знакомство с народными умельцами и аулами – мастерами.

20

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
№№ НАИМЕНОВАНИЕ
ТЕМ
п/п

3
3
4

6
6
8

4.

Моя Родина-Дагестан
Моя малая Родина
Мир вокруг
Ленинкента
Город у моря

ОБЩЕЕ
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
9
9
12

5

10

15

5.

Города Дагестана

2

4

6

6.

По аулам Дагестана

3

6

9

7.

Аулы исторического
значения
Одежда народов
Дагестана
Моя семья – моя
крепость
Туризм и элементы
ориентирования
Походы и
экскурсии
Творческая работа
«Моя семья»
И Т О Г О:

2

4

6

2

4

6

2

4

6

1

2

3

8

16

24

1
36

2
72

3
108

1.
2.
3.

8.
9.
10.
11.
12.

ТЕОРЕТИ
ЧЕСКИЕ

21

ПРАКТИ
ЧЕСКИЕ

6 КЛАСС
1. МОЙ ДАГЕСТАН
Как поэты с любовью воспевали Дагестан и известных его сыновей.
1. Поэты о Дагестане
2. Дагестан в лицах (экскурсия по актовому залу)
3. Б.Гаджиев – известный краевед Дагестана
4. Магомед Гаджиев – Герой Советского Союза
5. Гаджикасум Алиев – первый председатель Верховного Совета РД
6. Мамашева Б.С. – министр народного образования РД
П. ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ДАГЕСТАНА
Природа одарила Дагестан уникальными природными памятниками –
это бурные реки,высокие вершины, глубокие ущелья,…
1. Башни
2. Крепости
3. Сары- Кум
4. Шалбуздаг
5. Реки и водопады
6. Гунибское и Хунзахское плато
7. Карадахская теснина
8. Хребет Салатау
9. ………………………..
Ш. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
От Атлы-Боюна до поселка Ленинкент
Образование колхоза и совхоза
Виноградарство
Первый директор совхоза им.Ленина Абдурахманов Мухтар
Экскурсия в совхоз им.Ленина
………………………………..
1У. ИСТОРИЯ ШКОЛЫ
История возникновения школы. Первые учителя, которые были у
истоков возникновения школы.
1. Основание школы
2. Первые учителя
3. Летопись школы
4. Сердце,отданное детям (Мамашева Б.С. – директор Ленинкентской
школы,министр народного образования РД)
5. Школа века, о победителях конкурсов,олимпиад,слетов,соревнований

1.
2.
3.
4.
5.
6.

22

6. Ансамбль «Аманат»
7. Традиции школы.
8. Меджидова Ч.М. – краевед Дагестана,директор школы,основатель
музея и ТОКСа СШ № 35, Заслуженный учитель РД.
9. Выпуск рефератов
1.
2.
3.
4.

Коркмаскала
Тарки
Шамхал
Красноармейск

У. НАШИ ДОБРЫЕ СОСЕДИ

У1. МОЙ ГОРОД У МОРЯ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Из глубины веков
Кавказская Албания
Тарки
Порт-Петровск
Махачкала в годы войны
Махачкала сегодня
…………………..
УП. ПРИРОДА МОЕГО КРАЯ
Флора Дагестана (Самурский лес, березовая роща Радде,сосна
Сосновского), Приморская равнина
Растительный мир Ленинкента и Махачкалы (экскурсия по 2 этажу)
Описание и зарисовки растений
Школьный сад
Экологические проблемы
……………………………
УШ. ТУРИЗМ И ЭЛЕМЕНТЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
1Х. ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ
Х. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР МОЕГО
ПОСЕЛКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДАГЕСТАНА»

Многообразна и уникальна природа Дагестана. Продолжают более
глубокое изучение природы, растительности и животного мира своего края.
Сбор гербарий. Совершение полевых экскурсий. Выявить и изучить
экологические проблемы пос. Ленинкент и Дагестана.
В конце дети пишут творческую работу.
23

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
№№ НАИМЕНОВАНИЕ
п/п
ТЕМ

5

10

5
3
4

10
6
8

15
9
12

5.

Мой Дагестан
Памятники природы
Дагестана
Моя малая Родина
История нашей
школы
Наши добрые соседи

ОБЩЕЕ
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
15

2

4

6

6.
7.

Мой город у моря
Природа моего края

2
3

4
6

6
9

8.

Туризм и элементы
ориентирования
Походы и
экскурсии
Творческая работа
«Растительный мир
моего поселка и
экологические
проблемы Дагестана»
И Т О Г О:

1

2

3

8

16

24

3

6

9

36

72

1.
2.
3.
4.

9.
10.

ТЕОРЕТИ
ЧЕСКИЕ

24

ПРАКТИ
ЧЕСКИЕ

108

7 КЛАСС
1. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Возникновение народностей, особенности традиций и обычаев
1. Природа и климат пос. Ленинкент
2. Народности в пос. Ленинкент
а) кумыки (традиции, обычаи, обряды)
б) аварцы
в) даргинцы
г)табасаранцы
д) лакцы
е) лезгины
3. Исторические и природные памятники на территории пос.Ленинкент
4. Растительный мир поселка – деревья,кустарники,травы и т.д.
5. ………………………………….
П. ПРИРОДА ДАГЕСТАНА
Изучение флоры и фауны Дагестана. Проблемы охраны природных
ресурсов, значение Красной книги. Экология Дагестана и проблема
Каспия.
1. Птицы Дагестана
2. Животный мир Дагестана (пос. Ленинкент)
3. Дагестанский тур.
4. Они занесены в Красную книгу.
5. Заказники и заповедники Дагестана
6. Растительный мир:
7. деревья,кустарники,травы;
8. лекарственные травы;
9. растения-красители;
10.
хищные растения;
11.
сбор гербарий лекарственных трав;
12.
сбор полевых цветов,гербариев (на тер. пос.Ленинкент)
13.
14.
15.
16.
17.

Ш. ДАРЫ КАСПИЯ
Каспийское озеро
Флора и фауна
Экологические проблемы Каспия
Будущее Каспия
………………….
25

1У. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ДАГЕСТАНА
1. Известняк
2. Нефть
3. Добыча соли
У. ОНИ БЫЛИ В ДАГЕСТАНЕ
Дагестан был объектом внимания многих известных людей. Многие
побывали в Дагестане и внесли свой вклад в его развитие.
1. Путешественник Афанасий Никитин
2. Степан Разин в Дагестане
3. Петр 1 в Дагестане
4. Багратионы – дядя,племянник
5. Александр Бестужев-Марлинский
6. Хирург Пирогов
7. Лермонтов в Дагестане
8. Александр Дюма – отец
9. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
10.
М.Горький «Порт-Петровск»
11.
Александр П
12.
О.Форш
13.
…….
У1. ОТВАЖНЫЕ СЫНЫ ГОР
1. Великая Отечественная война
2. Дагестан в годы войны
3. Ленинкент в годы войны
4. Герои СССР и России
5. Участники и герои локальных войн
6. ………………………………..
УП. ТУРИЗМ И ЭЛЕМЕНТЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
УШ. ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ
1Х. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: «ОНИ БЫЛИ В ДАГЕСТАНЕ»
Изучив и узнав поближе природу своего края,дети начинают другими
глазами смотреть на окружающий мир.
Учатся быть чуткими и внимательными к природе. Зная экологические
проблемы,дети должны внести свой вклад в сохранение и приумножение
природного богатства.
Познакомившись с известными людьми своего края, и с теми,кто
побывал в Дагестане,дети после 7 класса выполняют творческую работу
«Они были в Дагестане».
26

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
№№ НАИМЕНОВАНИЕ
п/п
ТЕМ
1.

Моя малая Родина

6

12

ОБЩЕЕ
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
18

2.
3.
4.

Природа Дагестана
Дары Каспия
Полезные
ископаемые
Дагестан
Они были в
Дагестане

5
3

10
6

15
9

2

4

6

5

10

15

Отважные сыны гор
Туризм и элементы
ориентирования
Походы и
экскурсии
Творческая работа
«Они были в
Дагестане» и
«Отважные сыны
гор»
И Т О Г О:

4

8

12

1

2

3

8

16

24

2

4

6

36

72

5.

6.
7.
8.
9.

ТЕОРЕТИ
ЧЕСКИЕ

27

ПРАКТИ
ЧЕСКИЕ

108

8 КЛАСС
1.
2.
3.
4.

1. ДАГЕСТАН, ОНИ ТЕБЯ ВОСПЕВАЮТ!
Классики Дагестана
Расул Гамзатов о Дагестане
Фазу Алиева о Дагестане
……………………..

П. ПЕРВОБЫТНЫЙ ДАГЕСТАН
Первобытные памятники на территории Дагестана и пос.Ленинкент
Археологическая культура Дагестана
1. Дагестан – древнейший очаг земледелия
2. Эпоха бронзы. Бронзовая культура.
3. Следы первобытности на территории пос.Ленинкент
4. Археологическая культура
5. Кавказская Албания
6. Камни рассказывают
7. Языческие обряды народов Дагестана
8. Христианство в Дагестане
9. Крестовый холм
Ш. НАШЕСТВИЯ НА ДАГЕСТАН
Героическая борьба дагестанцев против иноземных захватчиков.
1. Арабы в Дагестане
2. Татаро-монголы
3. Надир – шах
4. Легенда о каменном мальчике
5. Агрессия международных террористов в августе-сентябре 1999 г.
6. Герои России
7. Горячие точки:
- Ботлих
- Карамахи,Чабанмахи
- Новолак
- Цумадинский район
8. Герои-махачкалинцы
1. Грузия
2. Азербайджан

1У. СВЯЗИ ДАГЕСТАНА
28

3.
4.
5.
6.

Турция
Через Дагестан в Индию
СНГ
………………………………
У. ГОРОД У МОРЯ

Почему Махачкалу называют городом у моря,какой вклад внес Петр 1 в
основании города?
1. Из глубины веков
2. Тарки
3. Петр 1 в Тарках
4. Махачкала в годы войны
5. Махачкала вчера, сегодня,завтра
6. Музеи в Махачкале (краеведческий,изобразительных искусств,худ.граф.).
У1. КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ СШ № 35
1. Автопортрет. О художнике Гасанов М.М.
2. Серия картин «Природа родного края»
УП. ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ
Дагестан богат уникальными природными памятниками.
Совершая заочное путешествие,дети имеют возможность получше
изучить эти памятники.
1. Сары- кум
2. Гунибское плато
3. Хунзахское плато
4. Карадахская теснина
5. Березовая роща Радде
6. Тлимеер
7. Пушкин-Тау
8. ………………………..
УШ. РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕНТРЫ
1. Балхар, Кубачи,Унцукуль………
1Х. ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ
Х. СТАРЫЕ СЕЛА
29

1. Кахиб,Гоор,Киних,Уллубийаул,Костек,Карата,Атлы-Боюн,Эндирей….
Х1. ДАГЕСТАН В ЛИЦАХ (актовый зал)
ХП. ТУРИЗМ И ЭЛЕМЕНТЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
ХШ. ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ
Х1У. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: «ИСТОРИЯ СТАРОЙ
ФОТОГРАФИИ»
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Дата снимка
Территория,место
Время
Кто изображен?
Знаменательное событие
Чем ценна фотография?
Многовековая история Дагестана уходит в глубокое прошлое,детям
необходимо знать прошлое своего народа, чтобы построить
настоящее. Многие иноземные захватчики пытались завоевать
Дагестан и покорить свободолюбивых горцев: татаромонголы,арабы,Надир-Шах,агрессия чеченцев. Наши отцы отстояли
свободу и подрастающее поколение должно твердо преследовать
обычаям и традициям предков.

30

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
№№ НАИМЕНОВАНИЕ
п/п
ТЕМ
1.

Дагестан,они тебя
воспевают

2

4

ОБЩЕЕ
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
6

2.

3

6

9

4

8

12

4.

Первобытный
Дагестан
Нашествие на
Дагестан
Связи Дагестана

4

8

12

5.

Город у моря

4

8

12

6.

Картинная галерея
СШ № 35
Природные
памятники
Дагестана
Ремесленные центры
Дагестана
Старые села
Туризм и элементы
ориентирования
Дагестан в лицах
Обычаи и традиции
Походы и
экскурсии
Творческая работа
«Они были в
Дагестане» и
«Отважные сыны
гор»
И Т О Г О:

1

2

3

4

8

12

2
2

4
4

6
6

1
2
2

2
4
4

3
6
6

4

8

12

1

2

3

36

72

3.

7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
12.

ТЕОРЕТИ
ЧЕСКИЕ

31

ПРАКТИ
ЧЕСКИЕ

108

9 КЛАСС
1. ГДЕ НАХОДИТСЯ ДАГЕСТАН?
Изучение природных и климатических условий Дагестана
1. Территория,географическое положение
2. Природные условия Дагестана
3. Климатические условия Дагестана
4. Флора Дагестана
5. Фауна Дагестана
П. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ ДАГЕСТАНА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Образование Дагестана
Мусульманские школы (мактаб,медресе) Атлы-Боюна-Ленинкента
Светское образование
Женское образование
Ученые мыслители Дагестана
Ш. РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА В ДАГЕСТАНЕ
Земледелие (террасное)
Виноградарство
Скотоводство (отгонное)
Виноделие в Дагестане
Пчеловодство
Рыбный промысел
Дары Каспия
Стекольный промысел – Даг.Огни
Развитие транспорта в Дагестане
1У. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ ДАГЕСТАНА

1. СЕВЕРНЫЙ ДАГЕСТАН
а) Сулакская низменность территория,население
б) Национальный состав
в) Ногайские степи
г) Кизляр.Кизлярская зона
д) Хасавюртовский район,Хасавюрт
е) Чирюрт – родина Вишневского
ж) Бабаюртовский район
32

2. ПРИМОРСКИЙ ДАГЕСТАН
а) Приморье – главная курортная зона Дагестана
б) Территория и население
в) Город у моря – Махачкала
г) Пригородные поселки: Ленинкент,Тарки
д) Карабудахкентский район самый крупный район Приморского
Дагестана.
3. ЮЖНОЕ ПРИМОРЬЕ
а) Территория,население,площадь
б) Дербент
в) Самурский заказник
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

ПРЕДГОРНЫЙ ДАГЕСТАН
Территория,площадь,население
Черкесский ГЭС,Буйнакский район
Новолакский район
Табасаранский район с.Халаг- центр ковроткачества
Сулейман-стальский район
Аул- Ашага-Стал

5. ГОРНЫЙ ДАГЕСТАН
1. Территория,население,площадь,страна 4-х Койсу
2. 4-Койсу: Аварское,Андийское,Кара,Казикумухское
3. Ботлихский район
4. Унцукуль – родина М.Дахадаева,имама Шамиля,Ахульго
5. Хунзахский район.Цада – родина 2-х поэтов
6. Карата- родина героя СССР М.З. Абдулманапова,олимпийского
чемпиона З.Абдулбекова
7. Шамильский район
8. Гиатлинское общество
9. Гунибский район: Чох,Согратль,Мегеб
10.
Горная лакия (Шовкра,Рачи,Цовкра – родина
канатоходцев,родина А.Х.Султана - героя Великой Отечественной
войны)
11.
Кубачи,Балхар
12.
Ахты-древний лезгинский аул
13.
Куруш – самый высокогорный аул Кавказа
14.
………………………………
33

УШ. ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ДАГЕСТАН
1Х. ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ
Х. ТУРИЗМ И ЭЛЕМЕНТЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Х1. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: «ИСТОРИЯ МОЕГО СЕЛА»
Название села,происхождение названия
Территория,население
Занятие населения
Жилища
Обычаи и традиции моего села
Исторические и природные памятники
Современное село
Село моей мечты
………………………..
На основе полученных знаний по краеведению,дети выполняют
творческую работу «История моего села». По изучению курса
краеведения дети должны уметь различать Дагестан по
климатическим и природным условиям. Дать сравнительную
характеристику природным зонам. Знать флору и фауну той или иной
природной зоны, к какой из этих зон относится пос.Ленинкент.

34

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
№№ НАИМЕНОВАНИЕ
ТЕМ
п/п

ТЕОРЕТИ
ЧЕСКИЕ

ПРАКТИ
ЧЕСКИЕ

ОБЩЕЕ
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
12

Где находится
Дагестан?
Наука и образование
Дагестана
Развитие хозяйства в
Дагестане
Северный Дагестан

4

8

4

8

12

3
3

6
6

9
9

3

6

9

6.

Приморский
Дагестан
Предгорный Дагестан

3

6

9

7.

Горный Дагестан

3

6

9

8.

Обычаи и традиции
народов Дагестана
Туризм и элементы
ориентирования
Походы и
экскурсии
Творческая работа
«История моего села»
И Т О Г О:

3

6

9

1

2

3

8

16

24

1.

2.
3.
4.
5.

9.
10.
11.

1
36

35

2
72

3
108

10 К Л А С С
1. ЛЮБИ И ИЗУЧАЙ СВОЙ КРАЙ
1. Пламя родного очага
2. Мой Дагестан – тебя я воспеваю
3. Тепло семейного очага
П. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ,ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАРОДОВ
1. Ислам
2. Христианство
3. Буддизм
4. Иудаизм
Ш. ДАГЕСТАН И РЕЛИГИЯ
Роль религии ислам в развитии Дагестана. Возникновение религии.
Религия и современность. Дорелигиозные верования.
1. Доисламское верование в Дагестане
2. Возникновение религии – ислам
3. Религиозные памятники в Дагестане
4. Роль религии ислам на современном этапе
5. Религия и женщина
Священные книги
1. Коран
2. Библия
3. Талмуд
1У. ПОД СВЯЩЕННЫМ ФЛАГОМ ГАЗАВАТА
1. Имамы Дагестана
2. Кавказская война
3. Ваххабизм – как экстремизм
У. ЛЮБЛЮ ТЕБЯ,МОЙ МАЛЕНЬКИЙ НАРОД
п.к. Услар о Дагестане андийцы,ахвахцы,агулы,каратинцы,рутулы,
цахуры,ногайцы,казаки,русские
1.
2.
3.
4.
5.

У1. В ГОРАХ ТВОИХ СУРОВЫЕ ЗАКОНЫ
Судопроизводство в Дагестане
Адаты
Шариат
Государство ИМАМАТ
Низам – законодательство мусульман
36

УП. ДАГЕСТАН,ЗА ТЕБЯ ГОТОВЫ ЖИЗНЬ ОТДАТЬ
Какой вклад внес Дагестан в Годы Великой Отечественной войны?
Ленинкент в годы войны. Ветераны войны.События августа-сентября
1999 года.
1. Герои Великой Отечественной войны из Дагестана
2. Ленинкент и ленинкентцы в годы войны
3. Трудовой Дагестан в тылу
4. Агрессия против Дагестана
5. События августа-сентября 1999 г. в Дагестане
6. Герои дагестанцы чеченских событий
7. Они служили в Афганистане
8. Они служили в Чечне
9. Герои России из Дагестана
10.
………………………………
1.
2.
3.
4.

УШ. ИСКУССТВО ДАГЕСТАН
Гончарный промысел и его судьба на современном этапе
(Балхар,Сулевкент,Испик)
Комбинат серебряных изделий в Гоцатле
Цовкра - аул канатоходцев
Одежда горцев и его служба
1Х. ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА ДАГЕСТАНА

1.
2.
3.
4.
5.
6.

ГЭС
Альпийские луга
Выше гор могут быть только горы
Ущелья и теснины
Каньон
Полезные ископаемые

Х. ТУРИЗМ И ЭЛЕМЕНТЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Х1. ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ
ХП. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: « О Ч А Г»
После изучения краеведения 10 класса учащиеся углубляют свои
знания о Дагестане,знакомятся с мировыми религиями. Подробно
изучают релегию ислам и его роль в формировании и возникновении
письменности,образовании народностей,знакомятся с творчеством и
деятельностью известного ученого и языковеда Услара.
Совершенствуют патриотическое воспитание детей на примерах Героев
СССР и России.
37

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
№№ НАИМЕНОВАНИЕ
ТЕМ
п/п
1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
9.
10.
11.

ТЕОРЕТИ
ЧЕСКИЕ

Люби и изучай свой
край
Мировые религии,их
роль в развитии
народов

2

4

ОБЩЕЕ
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
6

3

6

9

Дагестан и религия
Под священным
флагом газавата
Люблю тебя,мой
маленький народ
В горах твоих
суровые законы
Дагестан, за тебя
готовы жизнь отдать
Искусство Дагестана

3

6

9

2
3

4
6

6
9

3

6

9

3

6

9

3

6

9

Природные богатства
Дагестана
Туризм и элементы
ориентирования
Походы и
экскурсии
Творческая работа
«О Ч А Г»
И Т О Г О:

3

6

9

1

2

3

8

16

24

2
36

38

ПРАКТИ
ЧЕСКИЕ

4
72

6
108

11 К Л А С С
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1. ДАГЕСТАН,КТО ТЕБЯ ПРОСЛАВИЛ?
Поэты и писатели
Революционеры
Космонавты,летчики
Твои генералы
Герои СССР и России
Политики и философы
Твои спортсмены

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

П. ДАГЕСТАН И ДАГЕСТАНЦЫ В МИРЕ
Дагестанцы,проживающие в Турции
Зарубежный Дагестан – судьбы народов
Мухаммад Дагъыстанлы – лучший чтец Корана
Генерал Эфиопии
Х-Бек Мусаясул – первый профессиональный художник
Мухаммед из Кудатля
Дагестанские общины в США
Ш. «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»

1.
2.
3.
4.

Герои из Дагестана
Ленинкентцы в годы Великой Отечественной войны
Махачкала в годы войны
ТОКС

1У. НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Образование общественного движения «Садвал», «Тенглик», «Фонд
Шамиля» и т.д.
2. Межнациональные проблемы в Дагестане
3. Будущее Дагестана
1.
2.
3.
4.
5.

У. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Экологические проблемы земного шара
Экологические проблемы Дагестана
Экологические проблемы пос.Ленинкент, пути и методы их решения
Экологические проблемы Каспия
Наркомания – белая смерть. СПИД
39

6. ………………………….
У1. УЧЕНЫЕ И МЫСЛИТЕЛИ,ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ
ЛЕНИНКЕНТА И ДАГЕСТАНА
1.
2.
3.
4.

А.Г.Акушинский
М.Т.Карахский
Шайтан-Абдулла
Махад их Чоха и т.д.

УП. ВРАЩАЯ ГЛОБУС ГОЛУБОЙ
1. Границы Дагестана
2. Наши добрые соседи
- Грузия (традиции,культура,природа)
- Азербайджан
- Чечня
- Ставрополь
- Осетия
- Калмыкия
1.
2.
3.
4.
5.
6.

УШ. ДАГЕСТАН И РОССИЯ
Москва – сердце России
Санкт-Петербург – город Петра
Уникальные памятники России
Малые народы России,их жизнь и быт
Ближнее зарубежье (Украина,Молдова,Казахстан)
………………………..
1Х. В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Эйфелева башня
Статуя Свободы
«Семь чудес света»
Памятники природы в мире
Архитектурные сооружения
Мировые религии

Х. ТУРИЗМ И ЭЛЕМЕНТЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Х1. ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ
ХП. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: «ВРАЩАЯ ГЛОБУС ГОЛУБОЙ»
40

По окончании курса «Краеведения» выпускник должен иметь полное
представление о своем родном крае о Дагестане. Хорошо знать известные
исторические,географические и природные памятники. Совершать
заочные путешествия по аулам-мастерам. Знать топонимику
местности,животный и растительный мир.
Так же курс краеведения рассчитан не только на изучение своего
края,но и знать о соседях, граничащих с Дагестаном: Азербайджан,
Грузия,Чечня,Ставрополь.
Выпускники,изучая краеведение в 11 классе, расширяют свой
кругозор,изучая Россию, Ближнее зарубежье,а также интересные
памятники истории и культуры мира сравнивают,анализируют и делают
выводы. В итоге выполняют творческую работу: «ВРАЩАЯ ГЛОБУС
ГОЛУБОЙ».

41

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
№№ НАИМЕНОВАНИЕ
ТЕОРЕТИ
ПРАКТИ ОБЩЕЕ
ТЕМ
ЧЕСКИЕ
ЧЕСКИЕ КОЛ-ВО
п/п
ЧАСОВ
1.
Кто тебя
прославил,Дагестан?
3
6
9
Дагестан и
2.
3
6
9
дагестанцы в мире
Никто не забыт,ничто
3.
3
6
9
не забыто
4.
Нации и
межнациональные
4
2
6
отношения
5.
Глобальные
3
6
9
проблемы
цивилизации
6.
Ученые и
мыслители,их роль в
2
4
6
развитии Дагестана
7.
«Вращая глобус
3
6
9
голубой»
8.
Дагестан и Россия
3
6
9
9.

В мире интересного

9.

Туризм и элементы
ориентирования
Походы и
экскурсии
Творческая работа
«Вращая глобус
голубой»»
И Т О Г О:

10.
11.

3

6

9

1

2

3

8

16

24

2

4

6

36

72

108

42

ЛИТЕРАТУРА
1. Древний Дербент – А.Кудрявцев
2. Дербент.Горная стена. Аулы Табасарана. – С.Хан.Магомедов
3. А.-Х.Султан – М.Бутаев
4. Женщины Советского Дагестана. – С.Ш.Гаджиев,А.Г.Мелешка
5. Леса Дагестана – П.Л.Львов. Махачкала 1983 г.
6. Дорогами мужества. – Н.А.Подорожный
7. Генерал Танакаев – Г.Арипов
8. Он прославил Дагестан – Б.Гаджиев
9. Дагестан помнит их – Х.П. Хасаншин
10.
Резьба с росписью по дереву – Я.Супрун
11.
Туристическими тропами дружбы – Ф.А.Агапов
12.
Путеводитель по Дагестану – Атаев Д.М.,Гаджиев К.К.,
г.Махачкала 1965 г.
13.
ЛАКЦЫ – Булатова А.Г. Махачкала. 1971 г.
14.
Буйнакск в истории и легендах –Б.Гаджиев.Махачкала.1966г.
15.
Одежда народов Дагестана.Гаджиев С.Ш.Москва.1981 г.
16.
Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Гамзатов
П.С.,Соловьева М.П.,Арбуханова И.Ш.Махачкала.1977 г.
17.
Резьба по камню в Дагестане. Махачкала. 1966 г.
18.
Легенды и факты Дагестана-Магомедов Р.М.Махачкала.1970 г.
19.
О Дагестане на уроках истории СССР –
Б.Гаджиев.Махачкала.1977 г.
20.
Дагестан: время и судьбы – Абдула Омаров.Махачкала 1990 г.
21.
Навои. Ахты-Наме – Д.Ахмедов.Махачкала.1972 г.
22.
Дагестан: время и судьбы У.Буйнакский – Гаджиев
А.Г.Махачкала.1990 г.
23.
Легенды и были – Б.Гаджиев.Дагестан.Махачкала.1991 г.
24.
Дорогами и тропами Дагестана. И.М.Марковин.Москва.1988 г.
25.
По страницам занимательной географии – П.П.Пивоварова
26.
Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы – М.Гаджиев
27.
Чекисты Дагестана-генерал-майор И.Архипов
28.
История Дагестана – Д.Атаев,А.Шихсаидов
29.
Знаменосцы дагестанского спорта – Ш.Ахмедов
30.
Древний Хунзах и хунзахцы – Айтберов Т.М.
31.
Определитель растений – П.Л.Львов.Махачкала.1960 г.
32.
История лезгин – З.Ризванов
33.
Туристский вестник – Ш.Гаджиев,З.И.Гаджиева
34.
Войлочные ковры Дагестана – Гаджимурадов С.М.
43

35.
Ордена Шамиля – Х.М. Доного. Махачкала. 1995 г.
36.
Хрестоматия по географии Дагестана. (9 кл.)Махачкала.1996 г.
37.
Рассказы по истории Дагестана А.Р.Шихсаидов.Махачкала.1995г.
38.
Обычаи и традиции народов Дагестана – Р.М.Магомедов
Махачкала.1992 г.
39.
Становление Дагестана завтрашнего:самоузнавание,опасности,
шансы.Махачкала. 1997 г.
40.
Дагестан в годы Великой Отечественной войны – ред.Г.А.
Даниялов.Махачкала.1992 г.
41.
Вечная память мужеству – Г.Арипов. Махачкала. 1993 г.
42.
Лермонтов в Дагестане – Б.Гаджиев. Махачкала. 1966 г.
43.
КОДЕКС Шамиля – А.Гасанов.Махачкала. 1992 г.
44.
Материалы по археологии Дагестана – Атаев Д.М.,Гаджиева
С.Ш.,Даниялов Г.А.Махачкала.1959 г.
45.
Назовем поименно.Книга памяти –
О.М.Муртазалиев.Махачкала.1996 г. 1-Х т.т.
46.
Они были в Дагестане – Б.И.Гаджиев.Махачкала. 1996 г.
47.
Предания,памятники,исторические зарисовки о Дагестане Б.Г.
Алиев.Махачкала. 1988 г.
48.
Имам Шамиль – П.А.Павленко.Махачкала. 1991 г.
49.
Дагестан – Османов А.М.Махачкала. 1986 г.
50.
Аулы-мастера – Трунов Д.И.Махачкала.1957 г.
51.
По горам и аулам Дагестана.Махачкала.1941 г. Промпеков Ю.
52.
Дагестанские умельцы – Трунов Д.И.Махачкала.1957 г.
53.
Цветы у монумента – Х.П. Хасаншин.Махачкала.1980 г.
54.
Общественный строй союзов сельских общин в Дагестане в
ХУШ – начале Х1Х в.в.-Махачкала.1981 г.
55.
Рекомендация юному натуралисту – Менафов
Б.Б.М.Махачкала.1996г.
56.
Час.испытания. Хроника военных действий в Дагестане (августсентябрь 1999 г.) Р.Р.Гаджиев.Махачкала.200 г.
57.
Военные события в Дагестане. Хроника.Дагестанская
правда.Махачкала.2000 г.
58.
80 лет дагестанской милиции,журнал.Махачкала.2000г.
59.
Геология и полезные ископаемые Дагестана –
Б.А.Акаев.Махачкала.1976 г.
60.
АВАРЫ – Г.Ф. Чурсин.Махачкала.1995 г.
61.
История Дагестана – 1,П,Ш том –
Г.Д.Даниялов,Т.А.Аликберок.Махачкала.1965 г.
44

62.
Сельская община в Нагорном Дагестане в ХУП-начале Х1Х в.в.
М.А. Агларов. 1988 г.
63.
Красная книга Республики Дагестан – Г.М.
Абдурахманов.Махачкала.1988 г.
64.
Воспитание учащихся на передовых народных традициях – М.А.
Асельдеров.Махачкала.1976 г.
65.
Кавказские горцы – В.Х. Кокошвили.Москва.1992 г.
66.
Рассказы по истории Дагестана – вторая половина начало ХХ
века – Э.М. Далгат,А.Т.Мансуров.1998 г.
67.
Новейшая история Дагестана ХХ в. – А.Р.
Исмаилов.Махачкала.2000 г.
68.
Дагестан и дагестанцы в мире – М.Магомедов.Махачкала.1999 г.
69.
По аулам Дагестана – Р.М. Магомедов.Махачкала.1965 г.

45

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………… 3
1 КЛАСС……………………………………………………………….6
2 КЛАСС……………………………………………………………….9
3 КЛАСС……………………………………………………………….12
4 КЛАСС……………………………………………………………….15
5 КЛАСС……………………………………………………………….18
6 КЛАСС……………………………………………………………….22
7 КЛАСС……………………………………………………………….25
8 КЛАСС……………………………………………………………….28
9 КЛАСС……………………………………………………………….32
10 КЛАСС………………………………………………………………36
11 КЛАСС………………………………………………………………39
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………43

46

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928) 531-11-74

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».