12Программа Фольклор народов Дагестана..pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ
CШ № 35 пос. ЛЕНИНКЕНТ г.МАХАЧКАЛА

Экспериментальная
программа
по курсу «Фольклор народов Дагестана»
для учащихся 1-Х1 классов

М а х а ч к а л а 2 0 0 4 г.

1

Программа подготовлена как экспериментальная Центром
детско-юношеского туризма и краеведения МО РД и СШ № 35
г.Махачкала

Предусматривается возможность внесения изменений и дополнений с
учетом специфики тематических целевых и иных программ,
разработанных в районе, городе

Составители:
Хайбулаев А.А. – директор Республиканского ЦДЮТК,
Заслуженный учитель РД
Меджидова Ч.М. – директор СШ № 35 г.Махачкалы,
Заслуженный учитель РФ и РД
Сайпудинова П.Н. – учитель дагестанской литературы
СШ № 35 г.Махачкалы Отличник народного образования.
Абдуллаева А.Г – учитель истории СШ № 35 Почетный работник
образования России.
Абдурахманова Р.Р – учитель истории СШ № 35 Отличник народного
образования.

2

Объяснительная записка

Устное народное творчество – один из ярчайших образцов
национального самосознания, мудрости, духовного богатства и чистоты
народа, родившего его. В нем сама жизнь во всем многообразии духа
народа.
Фольклор – результат многовековой творческой работы народа,
начиная с древнейших времен. Он не только памятник прошлого, но и
составная часть нашей современной жизни и современной культуры.
Легенды, предсказания, сказки, песни и сегодня радуют и печалят нас,
обогащая знаниями о жизни народа, о его взглядах на окружающий
мир.
В произведениях фольклора отражается отношение народа к
окружающей природе, животному и растительному миру.
Детский фольклор народов Дагестана занимает важное место среди
разнообразных средств воспитания. Он на протяжении веков играл
значительную роль в жизни горского народа. Проследив за процессом
формирования эстетического и этнического чувства, начинающегося в
колыбельный период, с помощью колыбельных песен можно
представить себе богатство сведений, которые они выбрали: история
народа, его многовековая борьба, его трудовая сфера, извечные
страдания и тяготы бедняка, любовь к родной земле.
Женщина-мать раскрывала ребенку сложный мир с помощью ярких,
поэтических образов, которые усложняясь в своем содержании, в
зависимости от возраста ребенка к человеческой деятельности и
природе, знакомили с бытом и учили мечтать. Различная тематика в
дагестанском фольклоре выражается через центральную проблему –
воспевание труда и трудолюбия.
Данная программа ставит своей целью дать самые общие установки
для организации работы по фольклору. Разработке программы ФНД
способствовал анализ материала собранного после многочисленных
этнографических совместных экспедиций коллектива СШ № 35 поселка
Ленинкент и РЦДЮТК МО РД ПО районам Дагестана.
Собирание и изучение многонационального дагестанского фольклора
для учителей и учащихся вопрос не второстепенный, а первостепенный,
общекультурной значимости. Эта работа проводится в целях
возрождения лучших обычаев, национальных традиций и культуры
народов Дагестана, воспитания у учащихся чувства любви и
3

доброжелательности к Отечеству. Эта работа поможет учителю ярко и
доступно раскрыть ребенку горский моральный кодекс «Намус»
ГОРСКИЙ МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС «НАМУС»
1. Преданность Родине, народу:
- сокол не покидает гнезда;
- Родина - мать, а чужбина-мачеха;
- кто потеряет любимую, будет плакать семь лет, кто Родину – всю
жизнь.
2. Трудолюбие:
- дерево ценится плодами, человек трудами;
- только труд кормит человека;
- любишь почет – люби труд;
- на работе трудись до пота- на гулянке пой с охотой.
3. Правдивость, честность и человечность:
- чем без чести жить, лучше с честью умереть;
- чужого не бери – вдруг кто-то охраняет, то бы ни было не ври,
вдруг кто-то правду знает;
- сидеть можно криво, но говори только прямо;
- правда все равно возьмет верх;
- кто украдет уздечку, тот и лошадь уведет.
4. Скромность:
- не задирай голову- расшибется о скалу;
- кто нос задирает, обязательно споткнется;
- если хочешь слыть уважаемым, уважай младенца.
5. Доброта:
- добро добром оплатишь- молодец, на зло добром ответишь – ты
мудрей;
- злому ослу – ноша тяжелая.
6. Мужество:
- Герои гибнут лишь однажды, а трус, что ни минута – дважды;
- погибнет герой – нам имя останется, умрет мастер – дело
останется.
7. Дружба и коллективизм:
- коль есть друзья, так сбереги: не сбережешь, они- враги;
- колос к колосу – сноп получается; капля за каплей – озеро
получается;
- джамаат захочет – войлочный кол в землю войдет;
4

- неискренний друг – неизлечимая болезнь.
8. Непримиримость к врагам:
- не верь врагу и не садись рядом с ним;
- змею можно убить, пока она еще не превратилась в дракона.
9. Уважение к старшим:
- кто советуется, тот не ошибается; что сказал старший, уловит
младший;
- коль старика с тобой рядом нет, ты хоть со старым пнем держи
совет.
10. Рассудительность:
- была бы голова, а папаха найдется;
- ум людей не ждет, когда станет борода седа.
11. Разумная экономия, знание меры:
- не в меру прыткий - быстро состарится;
- не в меру ретивая лошадь быстро устает;
- кто не ценит копейку, тому и рубль нипочем.
-

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
формирование и развитие у школьников интереса и любви к
народному творчеству;
расширение и углубление знаний по фольклору;
изучение фольклора родного края и определение его места в жизни
народов Дагестана;
пробуждение интереса к изучению истории, культуры, быта
дагестанского народа;
воспитание у учащихся целостного восприятия народного
искусства, как части культуры дагестанского народа;
воспитание чувства патриотизма;
формирование эстетического вкуса;
формирование у учащихся понятия – семья, дом, родина, родня,
нравственные нормы, народные традиции;
способствовать развитию чувства гордости за свою семью,
земляков, малую родину с ее уникальными особенностями;
создавать условия для закрепления нравственного поведения и
оптимистического мироощущения учащихся.

5

Экспериментальная программа
по курсу «Фольклор народов Дагестана».
1 класс
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОЛЬКЛОР
1. Понятие устного народного творчества
2. Считалки
3. Скороговорки
4. Потешки, пестушки
5. Заклички, частушки
6. Страшилки
7. Пословицы, поговорки
8. Загадки
9. Сказки.
10. Заочная экспедиция по аулам и селам Дагестана за сказкой.
П. ФОЛЬКЛОР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
1. Мир твоими глазами
2. Знакомство с мотивами балхарского орнамента
3. Мы юные мастера (работа с пластилином)
4. Серебряные узоры Унцукуля
5. Чеканные узоры
6. Творческая работа «Авторский узор»
Ш. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
1. Народные песни
2. Колыбельные песни
3. Танцы народов Дагестана
4. Обрядные танцы
- танец вызывания дождя
- свадебный танец
- танец пастухов
- танец джигитов
- танец у родника
- танец канатоходцев
1У. ФОЛЬКЛОР В ТРУДЕ.
1. Пословицы о труде
6

2.
3.
4.
5.
-

Загадки о труде
Песни о труде
Орудия труда
Трудовые праздники
праздник первой борозды
праздник черешни
праздник урожая

Колыбельная песня – интереснейший и самобытный жанр
дагестанского фольклора. Колыбельная песня способствует
познанию истории, психологии горцев. Текст и напев
колыбельных песен народов Дагестана существует в
гармоническом единстве, создавал тему, связанную с жизнью
ребенка, окружающим миром, с настроением и чувствами материи.
Примерный тематический учебный план
по курсу «Фольклор народов Дагестана»
для учащихся 1 класса
№
1.
П.
Ш.
1У.

Наименование
тем
Литературный
фольклор
Фольклор в
изобразительном
искусстве
Музыкальный фольклор
Фольклор в труде
И Т О Г О:

1 класс
Теория Практика Итого
4 ч.
6 ч.
10 ч.

7

3 ч.

4 ч.

7 ч.

3 ч.
3 ч.
13 ч.

7 ч.
5 ч.
22 ч.

10 ч.
8 ч.
35 ч.

2класс
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОЛЬКЛОР
1. Устное народное творчество
2. Сказки
- о животных;
- волшебные сказки;
- бытовые сказки;
- богатырские сказки
3. Басни малый дидактический жанр фольклора. Отличие басни от
сказки о животных.
- басни о дружбе и товариществе;
- басни, высмеивающие человеческие пороки;
- сравнительный анализ народных и авторских басен.
4. Творческая работа «Басня в моем сочинении»
П. ФОЛЬКЛОР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
1. История развития декоративно-прикладного искусства в
Дагестане.
2. Ювелирное искусство
3. Азбука кубачинского орнамента
4. Табасаранские узоры. Поэзия степи в узорах войлочных
ковров.
5. Резьба по камню. Надмогильные камни.
6. Насечка по дереву. Унцукульские узоры.
7. Изучение полевого фольклорного материала. Экскурсия по
маршруту «Ленинкент- Балхар Кубачи»
Ш. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
Народные музыкальные инструменты:
- Пандур;
- Зурна;
- Барабан;
- Бубен;
- Агач-комуз;
- Свирель;
- Чагана.
Творческая работа «Я учусь играть на …»
8

1У. ФОЛЬКЛОР В ТРУДЕ
1. Народный календарь и его особенности
2. Сезонные праздники:
- «Навруз байрам»
- «День животноводов»
- «День цветов»
- «День черешни»
- «День хлеборобов»
- «День виноградников»
3. Посещение мельницы
4. Открытое мероприятие «Праздник цветов в нашем поселке»
Примерный тематический учебный план
по курсу «Фольклор народов Дагестана»
для учащихся 2 класса
№
1.
П.
Ш.
1У.

Наименование
тем
Литературный
фольклор
Фольклор в
изобразительном
искусстве
Музыкальный фольклор
Фольклор в труде
И Т О Г О:

2 класс
Теория Практика Итого
4 ч.
6 ч.
10 ч.

9

3 ч.

4 ч.

7 ч.

3 ч.
5 ч.
13 ч.

5 ч.
5 ч.
22 ч.

8 ч.
10 ч.
35 ч.

3 класс

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОЛЬКЛОР
Загадки:
- загадки о явлениях и предметах природы;
- загадки о человеке;
- загадки о доме, внутреннем убранстве жилища, предметах быта;
- животный мир;
- загадки о ремеслах, музыкальных инструментах;
- загадки различных народов Дагестана;
- конкурс на отгадывание загадок.
П. ФОЛЬКЛОР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
1. Костюмы народов мира
2. Костюмы народов Росcии
3. Костюмы народов Дагестана
4. Головные уборы
5. Обувь
6. Украшения
7. Свадебные наряды
8. Просмотр видео кассеты «Искусство Дагестана»
Ш.ФОЛЬКЛОР В ТРУДЕ
1. Кухня народов Дагестана
2. Аварская кухня
3. Кумыкская кухня
4. Даргинская кухня
5. Лакская кухня
6. Кулинарный поединок
7. Лезгинская кухня
8. Цахурская кухня, рутульская кухня, табасаранская кухня
9. Практическая работа: «Секреты маминой кухни».
1У. ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР
1. Народные игры Дагестана:
- «Выиграй в палку»
- «Борьба за флажки»
- «Отгадай»
- «Журавли»
10

- «Слепой бык»
2. Метание камня
3. Состязание в борьбе
4. Петушиные бои
Примерный тематический учебный план
по курсу «Фольклор народов Дагестана»
для учащихся 3 класса
№
1.
П.
Ш.
1У.

Наименование
тем
Литературный
фольклор
Фольклор в
изобразительном
искусстве
Фольклор в труде
Игровой фольклор
И Т О Г О:

3 класс
Теория Практика Итого
4 ч.
6 ч.
10 ч.

11

3 ч.

4 ч.

4 ч.
3 ч.
14 ч.

5 ч.
6 ч.
21 ч.

7 ч.
9 ч.
9 ч.
35 ч.

4 класс
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОЛЬКЛОР
Легенды:
1. «Камни рассказывают…»
2. «Скала», «Кавалер батарея»
3. Легенды о Сарыкуме
4. «Чем горцы генерала удивили»
5. «Тайны медовых скал»
6. Чохские предания
7. «Кала над железной дорогой»
8. «Ловкачи»
9. «От Темир-Хан-Шуры» до Петровска»
Анализ книги Булача Гаджиева «Легенды и были Дагестана».
Махачкала 1994 г.
П. ФОЛЬКЛОР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Костюмы народов Дагестана
1. Аварский
- гидатлинка;
- ругуджинка;
- чамалинка;
- тляратинка
2. Кумыкский
3. Даргинский
4. Ногайский
5. Лакский
6. Лезгинский
Творческая работа «Дагестанский национальный костюм в моем
прдставлении»
Ш. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФОЛЬКЛОР
1. Верования и религиозные обряды дагестанцев
2. Дагестанская языческая символика:
- амулеты;
- талисманы;
- порча;
- сглаз;
- поверия, предрассудки;
12

- суеверия.
1У. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1. Народный театр
2. Выступление канатоходцев. Цовкра.
3. Кукольный театр
4. Национальные театры в Дагестане:
- Аварский театр им. Г.Цадасы
- Кумыкский театр им. А.Салаватова
- Даргинский театр им. О.Батырая
- Лезгинский тетар им. С.Стальского
- Лакский театр им. Э.Капиева
- Русский театр им. М.Горького
Творческая работа. Театрализованное представление.
Примерный тематический учебный план
по курсу «Фольклор народов Дагестана»
для учащихся 4 класса
№
1.
П.
Ш.
1У.

Наименование
тем
Литературный
фольклор
Фольклор в
изобразительном
искусстве
Религиозный фольклор
Театральное искусство
И Т О Г О:

4 класс
Теория Практика Итого
4 ч.
8 ч.
12 ч.

13

4 ч.

4 ч.

8 ч.

3 ч.
4 ч.
12 ч.

4 ч.
4 ч.
23 ч.

7 ч.
8 ч.
35 ч.

5 класс
1. ПЕСНИ.
1. Устное народное творчество.
2. Жанры фольклора.
3. Песни – потоки с гор
4. Колыбельные песни
5. Лирические песни
6. Обрядные песни
7. Трудовые песни
8. Бытовые песни
9. Шуточные песни
10.Плясовые песни
11.Песни матерей
12.Творческая работа
13.Анализ книги Р. Гамзатова «Клятва земли» Москва 1990 г.
П. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1. Пословицы, поговорки, посвященные возвеличиванию матери,
созданию культа матери.
2. Пословицы и поговорки, свидетельствующие о святости родного
очага, отчего дома.
3. Трудолюбие – качество настоящего человека.
4. Пословицы и поговорки, характеризующие человека.
5. Пословицы и поговорки о дружбе
6. Пословицы и поговорки о знании
7. Пословицы и поговорки о земле, родине
Ш. СКАЗКИ
1. Сказки о животных
2. Бытовые сказки
3. Волшебные сказки
4. Ролевые сказки
Инсценировка сказки
5. Богатырские сказки
6. Творческая работа «Сказка, рассказанная моей бабушкой»
1У. ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР
1. Подвижные игры
14

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Спортивные игры
Интеллектуальные игры
Считалка
Скороговорки
Состязание ашугов
Итоговое тестирование.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5-го класса.
Учащиеся должны знать:
- содержание сказок (пересказать сюжет назвать героев и события);
- знать главные темы и любимых героев народных песен;
- пословицы и поговорки дагестанского народа, сопоставить их с
пословицами и поговорками других народов;
- любимых героев народных песен и сказок.
Должны уметь:
- исполнять народные песни, читать считалки, скороговорки;
- проводить подвижные спортивные интеллектуальные игры;
- понимать любую роль в сказках и играх…
Примерный тематический учебный план
по курсу «Фольклор народов Дагестана»
для учащихся 5 класса
№
1.
П.
Ш.
1У.

Наименование
5 класс
тем
Теория Практика Итого
Песни
5 ч.
8 ч.
13 ч.
Пословицы и поговорки 3 ч.
5 ч.
8 ч.
Сказки
3 ч.
4 ч.
7 ч.
Игровой фольклор
3 ч.
4 ч.
7 ч.
И Т О Г О:
12 ч.
23 ч.
35 ч.

15

6 класс
1. ЛЕГЕНДЫ
1. Легенда – история Дагестана по-своему рассказанная
народом
2. Легенда о происхождении языков
3. Легенда о Парту Патиме
4. Легенда о бархане Сарыкум
5. Легенды о Шалбуздаге
6. Легенда о Хочбаре
7. Легенды о происхождении Каспия
8. Легенды о нартах
9. Легенды Телетля
10.
Просмотр видеокассет. «Легенды и были Дагестана».
П. ПРЕДАНИЯ
1. Предания –жанр народной прозы
2. Лакские предания:
- «О нартском ковше»
- «Солнце»
3. Аварские предания:
- «Чилав – охотник»
- «Дочь кажа»
4. Предание о Камалил Башире
5. «Предание крепость семи братьев и сестры»
6. Предание «Тайна кровавого калыма».
Ш.СМЕЯТЬСЯ ПРАВО, НЕ ГРЕШНО
1. Аварский народный юмор
2. Кумыкский народный юмор
3. Даргинский народный юмор
4. Лезгинский народный юмор
5. Табасаранский народный юмор
6. Лакский народный юмор
7. Ногайский народный юмор
8. Рутульский народный юмор
9. Татский народный юмор
10. Юмор моих предков
11. Тестирование
16

1У. РАЗВЛЕЧЕНИЯ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
1. Танец в горном ауле
2. Состязание ашугов (инсценировка)
3. «Человек в маске» (даргинская игра)
4. Травля собак, состязание в борьбе
5. Пирожное игрище-обычай, укрепляющее дружбу между аулами
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ – К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА.
Учащиеся должны знать:
- тексты легенд и преданий народов Дагестана;
- находить в них эпитеты, гиперболу, а также объяснить их роль в
контексте;
- знать основные признаки понятий: юмор, сатира
Должны уметь:
- проводить спортивные игры с подробным объяснением их.

Примерный тематический учебный план
по курсу «Фольклор народов Дагестана»
для учащихся 6 класса
№
1.
П.

Ш.
1У.

Наименование
тем
Легенды
Предания

6 класс
Теория Практика Итого
4 ч.
5 ч.
9 ч.
3 ч.
5 ч.
8 ч.

Смеяться право, не
грешно (юмор)
Развлечения и
спортивные игры
И Т О Г О:

17

4 ч.

8 ч.

12 ч.

2 ч.

4 ч.

6 ч.

12 ч.

23 ч.

35 ч.

7 класс
1. КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ НАРОДНОЙ
1.Аварские народные мудрости
2. Кумыкские народные мудрости
3. Даргинские народные мудрости
4. Лезгинские народные мудрости
5. Ногайские народные мудрости
6. Татские народные мудрости
7. Табасаранские народные мудрости
8. Анализ книги «Сказания» Расула Гамзатова. Москва,1975 г.
П. БАЛЛАДА – РАЗНОВИДНОСТЬ УСТНОГО НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА.
1. Возникновение баллад в Дагестане.
2. Баллада о трагической любви «Давди из Балхара»
3. Героическая баллада «Айгази»
4. Историческая баллад «Табахлинский Кайдар»
5. «Юноша из Кумуха и девушка из Азайни».
Ш. ВЕРОВАНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ ДАГЕСТАНА
1. Символика амулеты, талисманы порча, сглаз народов Дагестана.
2. Обряды при затмении, поклонении огню и весеннее
равноденствие.
3. Поверия, предрассудки, суеверия дагестанского народа.
4. Свадебные обряды: предрассудки и суеверия
5. Рождение ребенка (суеверия, амулеты, талисманы)
6. Семья: верования, предрассудки
1У. Притчи
1. Притча – малый дидактический жанр фольклора.
2. Притчи о женщине и семейном быте.
3. Притчи, в которых осуждаются общечеловеческие пороки.
4. Притчи, отражающие неоценимую значимость хлеба.
5. Притчи, посвященные искусству народных умельцев
6. Притчи - анекдоты
18

У.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
Декоративно-прикладное искусство
1. Керамическая роспись, узоры
2. Чеканка
3. Резьба по камню
4. Узоры и роспись по серебру
5. Насечка металлом по дереву
6. Узоры и резьба по дереву
7. Кубачинский орнамент
8. Табасаранские узоры
9. Изучение материала экспедиции маршрута: «Ленинкент – Балхар
– Кубачи».
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ 7-ГО КЛАССА.
Учащиеся должны знать:
- мудрости десяти народов Дагестана, изречения имама Шамиля из
Корана;
- верования и религиозные обряды;
- определить дагестанскую символику: амулеты, талисманы,
порча, сглаз;
- определить и рассказать содержание сезонных праздников;
- знать орудия труда дагестанского народа.
Должны уметь:
- производить керамическую роспись, резьба по дереву;
- описывать орнамент, насечку, их практическая значимость.

19

№
1.
П.
Ш.
1У.
У.

Примерный тематический учебный план
по курсу «Фольклор народов Дагестана»
для учащихся 7 класса
Наименование
7 класс
тем
Теория Практика Итого
Кладезь мудрости
4 ч.
4 ч.
8 ч.
народной
Баллада-разновидность 2 ч.
4 ч.
6 ч.
устного народного
творчества
Верования и
2 ч.
4 ч.
6 ч.
религиозные обряды
Притчи
3 ч.
3 ч.
6 ч.
Изобразительный
4 ч.
5 ч.
9
фольклор
И Т О Г О:
12 ч.
23 ч.
35 ч.

20

8 класс
1.ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Исторические корни возникновения героического эпоса.
Отражение в эпосе борьбы народов за независимость
Парту Патима (лакский эпос)
Песня о Хочбаре (аварский эпос)
Песня героев (кумыкский эпос)
Каменный мальчик (лезгинский эпос)
Нартский эпос в фольклоре Дагестана
Творческая работа «Образ народного героя»
Анализ книги Расул Магомедова «Легенды и факты о
Дагестане». Махачкала.1969 г.

П. МУДРЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ
1. Мудрые изречения – памятник народной мысли и народного
языка.
2. Народная мудрость
3. Изречения народов Дагестана
4. Изречения имам Шамиля
5. Изречения из Корана
Ш.ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
1. Значение танцев для народов Дагестана
2. Танец в горном ауле
3. Обрядовые танцы
4. Свадебные танцы
5. Аварские обрядовые танцы
6. Кумыкские обрядовые танцы
7. Даргинские обрядовые танцы
8. О наших танцах на эстраде и в быту
9. Ансамбль «Лезгинка»
Ансамбль «Аманат»
10.
Молодежные танцевальные ансамбли Дагестана
11.
Творческая работа «Фольклорные ансамбли Дагестана»
1У. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
1. Возникновение национальной музыки
21

2. Народные музыкальные инструменты:
- Пандур
- Зурна
- Бубен, барабан
- Агач-кумуз
- Свирель
- Чагана
3. Экскурсия в музыкальное училище им. Г. Гасанова
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ
И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ УП КЛАССА
-

Должны знать:
характерные особенности борьбы народов Дагестана за свою
независимость;
основных и главных героев народа, их подвиги;
исторические ценности и культуру каждой нации;
понятие об этических и героических балладах;
изобразить один из танцев народов Дагестана (мотив, ритм, такт)
Должны уметь:

- определять социальный смысл и идейное содержание баллад;
- развивать у детей музыкальные способности;
- развивать у детей чувство любви и уважения к культуре народов
Дагестана

22

Примерный тематический учебный план
по курсу «Фольклор народов Дагестана»
для учащихся 8 класса
№
1.
П.
Ш.
1У.

Наименование
тем
Героический эпос.
Мудрые изречения
Танцевальный
фольклор
Музыкальный
фольклор
И Т О Г О:

8 класс
Теория Практика Итого
4 ч.
5 ч.
9 ч.
2 ч.
3 ч.
5 ч.
5 ч.
7 ч.
12 ч.

23

4 ч.

5 ч.

9 ч.

14 ч.

21 ч.

35 ч.

9 класс
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ
1. Предания о селах
2. Годобери
3. Ругуджа
4. Куруш
5. Нижний Дженгутай
6. Предание об уничтожении цахурских беков.
7. Изучение фольклорного материала экспедиции маршрута
«Ленинкент - Леваши- Н.Кегер- Чох- Согратль»
П. КАВКАЗСКАЯ МИФОЛОГИЯ
1. Мифы о культе близнецов
2. Мифы о покровителях охотников и зверей
3. Культ божества плодородия и благодати
4. Культ богини матери
5. Культ умирающего и воскрешающегося Бога растительности.
6. Практическая работа «Народные целители Дагестана и Кавказа»
Ш. МУСУЛЬМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
1. Первая смерть на земле
2. Сотворение мира
3. Грехопадение первых людей
4. Демонология ислама
6. Образы мусульманской мифологии
7. Изучение фольклорного материала экспедиции по маршруту:
«Ленинкент- Шалбуздаг»
1У. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
1. Любимые герои народных исторических песен
2. Песни о героях, защитниках отеческой земли
3. Песни о Шамиле
4. Песни о Хаджимураде
5. Песни о Газимагомеде
6. Песни Джамалутдина
7. Ногайский эпос «Эдиге»
8. Лезгинский эпос «Шарвили»
24

У. ТОПОНИМИКА - ЯЗЫК ЗЕМЛИ
1. Значение термина «топонимика»
2. История народа и топонимика
3. Изучение топонимики Дагестана
4. Географическая топонимика
5. Историческая топонимика
6. Топонимика старого Атлы-Боюна
7. Топонимика пос.Ленинкент
8. Творческая работа «Топонимика села, где я родился».
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА.
Должны знать:
- собирателей фольклора, их деятельности;
- связь произведений устного народного творчества;
- раскрыть образцы мусульманской мифологии;
- дать характеристику главным героям исторических песен;
- раскрыть драматичность песен, их изобразительно-выразительные
средства;
- значение термина «топонимика», уметь дать им логическое
объяснение.
Должны уметь:
- раскрыть основной смысл, тему и идею кавказской мифологии;
- характеризовать мифологические сюжеты.

25

Примерный тематический учебный план
по курсу «Фольклор народов Дагестана»
для учащихся 9 класса
№
1.
П.
Ш.
1У.
У.

Наименование
9 класс
тем
Теория Практика Итого
Исторические
3 ч.
4 ч.
7 ч.
предания
Кавказская
2 ч.
4 ч.
6 ч.
мифология
Мусульманская
3 ч.
7 ч.
7 ч.
мифология
Исторические песни. 3 ч.
5 ч.
8 ч.
Топонимика-язык
3 ч.
4 ч.
7 ч.
земли
И Т О Г О:
12 ч.
23 ч.
35 ч.

26

10 к л а с с
1. ДАГЕСТАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР – КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ТРУЖЕНИКА.
1. Воспевание труженика в устном народном творчестве
2. Воспевание труженика в аварском фольклоре
3. Воспевание труженика в даргинском фольклоре
4. Мудрых старцев золотые слова
5. Изучение фольклорного материала экспедиционной группы по
маршруту: «Ленинкент-Гуниб-Гоор-Кахиб-Мачада»
П. ДАГЕСТАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЬЯНИНА.
1. Значение семьи в устном народном творчестве.
2. Семья – ключ к счастью
3. Формирование семьянина в аварском фольклоре
4. Формирование семьянина в кумыкском фольклоре
5. Формирование семьянина в даргинском фольклоре
6. Анализ книги Расул Магомедова «По аулам Дагестана».
г.Махачкала.1979 г.
Ш. НАРОДНАЯ ПРИТЧА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К
СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
1. Притчи ,были, советы о важности нравственно-трудовой
готовности к семейной жизни.
2. Притчи, адресованные девушкам, стоящим на пороге семейной
жизни.
3. Хитроумные загадки на темы взаимоотношений в семье, ведение
хозяйства.
4. Изучение фольклорного материала экспедиций по маршруту:
«Ленинкент-Казбековский район».
5. Анализ книги Расул Гамзатова «Мой Дагестан».
Махачкала 1989 г.
1У. ДАГЕСТАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА.
1. Воспевание защитника отечества в устном народном творчестве
2. Песни о храбрецах
3. Устное народное творчество о дагестанской земле и дагестанцах
27

Воспевание защитника Отечества в аварском фольклоре
Воспевание защитника Отечества в кумыкском фольклоре
Воспевание защитника Отечества в даргинском фольклоре
Изучение фольклорного материала экспедиции по маршруту:
«Ленинкент-Унцукуль-Ашильта-Ахульго».
8. Анализ книг «Кавказские горцы» - 3 т. Москва.1992 г.
4.
5.
6.
7.

У. ПЕДАГОГИКА КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ
1. Колыбельная песня – подлинное чувство любви к Родине,мысли о
человеческом счастье, благополучии и мира.
2. Песня матери – пожелание добра и счастья самому дорогому для
нее и пока беспомощному существу.
3. Колыбельные песни народных поэтов.
4. Песня матери Шамиля.
5. Песня матерей, чьи сыновья не вернулись с полей сражений.
6. Творческая работа «Колыбельные песни моей матери»
У1. ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
1. Календарно - обрядовая поэзия
2. Свадебная обрядовая поэзия
3. Поэзия скорби (похоронные плачи)
4. Игровые песни
5. Любовная лирика
6. Детская поэзия

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ:
Должны знать:
- основные этапы развития дагестанского фольклора;
- значение семьи в устном народном творчестве, наизусть песни о
храбрецах;
- народные, трудовые и молодежные праздники.
Должны уметь:
- выделять главную идею, суть притчи;
- раскрыть суть юмора народов Дагестана;
28

- изучение фольклора как средства формирования семьянина,
труженика, защитника отечества;
- описывать свадебные обряды народов Дагестана;
- написать рецензии на прочитанную книгу, просмотренные
кинофильмы, телепередачи, произведения живописи, музыки;
- определить символы и обряды всех изученных праздников;
- исполнять лирические песни (наизусть).

Примерный тематический учебный план
29

по курсу «Фольклор народов Дагестана»
для учащихся 10 класса
№
1.

10 к л а с с
Теория Практика Итого
Дагестанский фольклор 2 ч.
3 ч.
5 ч.

П.

2 ч.

4 ч.

6 ч.

3 ч.

2 ч.

5 ч.

4 ч.

3 ч.

7 ч.

4 ч.

2 ч.

6 ч.

Ш.
Ш.

У.
У1.

Наименование
тем

как средство
формирования
труженика
Дагестанский фольклор
как средство
формирования
семьянина
Народные притчи как
средство подготовки к
семейной жизни
Дагестанский фольклор
как средство
формирования
защитника Отечества

Педагогика
колыбельной песни
Лирические поэзия
ИТОГО:

4 ч.
15 ч.

11 к л а с с
30

2 ч.
20 ч.

6 ч.
35 ч.

1. ДАГЕСТАНСКИЕ СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА И ИХ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Приемы составления генеалогического древа семьи
1. Дагестанские имена домусульманского происхождения.
2. Дагестанские имена, связанные с исламом.
3. Имена христианского происхождения.
4. Приемы составления генеалогического древа семьи.
П. ДАГЕСТАНСКИЙ ЮМОР.АНЕКДОТЫ.
1. О бедных и богатых, о ханах, беках, муллах.
2. О дураке
3. О хозяине и работнике
4. О нерадивой хозяйке, глупой жене
5. О Молле Насредине
6. Изучение фольклорного материала экспедиций по маршруту:
«Ленинкент-Касумкент-Юхаристаль-Ашагасталь».
Ш. НАРОДНЫЕ ТРУДОВЫЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ
1. Праздник – духовная потребность народа.
2. Праздник первой борозды
3. Яран-сувар (праздник весны)
4. Кару (праздник черешни у лезгин)
5. Праздник воды (весенний праздник)
6. Праздник урожая
7. Праздник цветов
8. Праздник чабанов и доярок
9. Праздник животноводов
10. Песни и танцы, выступления канатоходцев, состязание молодежи
в силе и ловкости – важнейшая часть праздника.
Символы и обряды праздников
11. Праздник рождения семьи «День молодоженов»
12. Праздник «Белые журавли»
13. Изучение фольклорного материала экспедиций по маршруту:
«Ленинкент-Гуниб-Хунзах-Цада».
1У. СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ В ДАГСТАНЕ
1. Красота и яркость дагестанского свадебного обряда
2. Аварские свадебные обряды.
31

3. Кумыкские свадебные обряды.
4. Даргинские свадебные обряды.
5. Лакские свадебные обряды.
6. Лезгинские свадебные обряды.
7. Табасаранские свадебные обряды.
8. Творческая работа «Свадебные обряды моего села».
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ:
Должны знать:
- основные этапы развития дагестанского фольклора;
- значение семьи в устном народном творчестве, наизусть песни о
храбрецах;
- народные, трудовые и молодежные праздники.
-

-

Должны уметь:
выделять главную идею, суть притчи;
раскрыть суть юмора народов Дагестана;
изучение фольклора как средства формирования семьянина,
труженика, защитника отечества;
описывать свадебные обряды народов Дагестана;
писать рецензии на самостоятельно прочитанную книгу,
просмотренные кинофильмы, телепередачи, произведения
живописи, музыки;
определить символы и обряды всех изученных праздников;
исполнять лирические песни (наизусть).

32

Примерный тематический учебный план
по курсу «Фольклор народов Дагестана»
для учащихся 11 класса
№
1.
П.
Ш.
Х.

Наименование
тем

Дагестанские
собственные имена и их
происхождения

Дагестанский юмор.
Анекдоты
Народные, трудовые
и молодежные
праздники
Свадебные обряды в
Дагестане
ИТОГО:

11 к л а с с
Теория Практика Итого
4 ч.
2 ч.
6 ч.
4 ч.

3 ч.

7 ч.

8 ч.

6 ч.

14 ч.

4 ч.

4 ч.

8 ч.

23 ч.

35 ч.

12 ч.

33

Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Абдурахманов А.М. Аварские народные сказки. Махачкала.
1990г.
2. Абдурахманов М. и Халидова М.Р. Авар халкъалъул маргьаби.
3. Авар халкъалъул кицаби ва обиял. Махачкала. 1991г.
4. Авшалумов Х. Встречи у родника. Махачкала 1989г.
5. Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин Х1Хв. Махачкала
1964г.
6. Аджиев А.М. У золотых родников. Махачкала. 1991г.
9. Аджиев А.М. У золотых родников. Махачкала. 1991г.
10.
Алиев К.А., Акбиев С.Х. Учитель – новатор. Махачкала.
1988г.
11.
Алиева Ф. Дагестанские тосты. 1994г.
12.
Алиева Ф. Закон гор. Москва. 1969г.
13.
Алиева Ф. Собрание сочинений в трех томах. Москва 1990г.
14.
Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и
настоящем. Махачкала 1981г.
15.
Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи у народов
Дагестана. Махачкала 1986г.
16.
Асамаева А. Как себя вести. Махачкала. 1987г.
17.
Ахлаков А.А. Героико-исторические песни аварцев.
Махачкала. 1974г.
18.
Ахмедов Д. Новая Ахты – Наме. Махачкала 1972г.
19.
Биарсланов М.С Республика Дагестан: горы, люди, лес.
«Лесная новость». Москва 1992г.
20.
Брак и свадебные обычаи в прошлом и в настоящем.
Махачкала 1989г.
21.
Булатова А.Г. Лакцы. Махачкала 1971г.
22.
Встреча ветеранов ВОВ и молодежи Дагестана, посвященная
50-летию Победы.
23.
Гаджиев Б. Дорога на Гуниб. Махачкала. 1968г.
24.
Гаджиев Б. Лермонтов в Дагестане. Махачкала. 1996г.
25.
Гаджиев Б. Они были в Дагестане. Махачкала. 1990г.
26.
Гаджиев Б. Темир-Хан-Шура. Буйнакск. 1992г.
27.
Гаджиев Г.А. Верования и обряды. Махачкала. 1983г.
28.
Гаджиев Г.А. Амулеты и талисманы народов Дагестана.
Махачкала. 1996г.
34

29.
Гаджиев Г.А. Верования и обряды. Махачкала. 1993г.
30.
Гаджиев Г.А. Доисламские верования лезгин.
31.
Гаджиев С.Ш. Аталычество и побратимство в Дагестане.
Махачкала. 1995г.
32.
Гаджиева З. Песни борьбы и побед. Махачкала. 1980г.
33.
Гаджиев С.Ш. Кумыки. Махачкала. 1961г.
34.
Гамзатов А. «Бацако» Маргьаби ва харбал Мах1ачхъала
Дагъучпедгиз. 1986г.
35.
Гамзатов А. Школалда авар халкъазул к1алзул гьунаразул
асарал малъи. Махачкала. 1990г.
36.
Гамзатов А. Брат меньший. Махачкала. 1986г.
37.
Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в
калейдоскопе памяти. Махачкала. 1978.
38.
Гамзатов Р. Клятва земли. 1990г.
39.
Гамзатов Р. Т1асарищарал асарал. Махачкала. 1983г.
40.
Гамзатов Р., Аджаматов А., Назаревич А.. Поэзия народов
Дагестана. Москва. 1960г.
41.
Ганиева А.М. В поисках легендарного героя. Махачкала.
1976г.
42.
Гасан-Гусейнов М.К. Звездной сказке. Махачкала. 1960г.
43.
Гасанов М.М. Дагестанские народные пословици, поговорки,
загадки. Махачкала. 1971г.
44.
Гафуров А. Абуталиб сказал. Москва. 1975г.
45.
Гашаров Г. Лезгинская ашугская поэзия и литература.
Махачкала. 1976г.
46.
Гребнев Н. Умное слово, и старо и ново. Махачкала. 1993г.
47.
Д. Трунов «Дагестанские встречи» Издательство «Советская
Россия» Москва. 1968г.
48.
Дагестанская народная проза. Сборник.Махачкала.1979г.
49.
Далгат У. Кирдана И.Б. Дагестан в русской литературе.
Махачкала. 1960г.
50.
Далгат У. Б. Дагестан в русской литературе. Махачкала.
1962г.
51.
Джамалудинов Г.О. От предметных экскурсий до поездки в
Америку. Дербент. 1996г.
52.
Дик Н.Е., Валинина В.И.Географическая экспозиция
школьного краеведческого музея «Просвещение». 1979 г.
53.
Ермолаев В.Я. С веком наравне. Москва «Педагогика» 1988.
35

54.
Жанры дагестанской советской литературы. Махачкала.
1979г.
55.
Жанры фольклора народов Дагестана. Сборник.1979 г.
56.
Закон и обычай на Кавказе. Махачкала 1890 г. т.1
57.
Кажлаев Д.Дорогие реликвии. Махачкала. 1988 г.
58.
Кажлаев Д.Г. Их именами названы улицы
Махачкалы.Махачкала.1983 г.
59.
Карачайлы И. Быт горских народностей ЮгоВостока.Ростов.1924 г.
60.
Ковалевский М. Поколение предкам у кавказских народов.
Кавказа 1892 г. № 107
61.
Котович В. Путешествие в тысячелетие. Махачкала 1994 г.
62.
Крайман М.И. Все музеи Москвы и Подмосковья.
Москва.1993 г.
63.
Криничной Н.А. Легенды и предания
бывальщины.Москва.1989 г.
64.
Культура русской речи. Махачкала.1994 г.
65.
Куренова П.М.Знахарские рецепты. Начальник.1991 г.
66.
Логачев В.,Омельченко Е.Горская свирель.Махачкала. 1969 г.
67.
Лугуев С.А. Традиционные производственно-бытовые
обряды в быту ахвахцев. Махачкала. 1984 г.
68.
Магомедов Б.А. Слова учат и исцеляют.Махачкала 1995 г.
69.
Магомедов И. Путевые записки «Призыв экологии».
Махачкала. 1995 г.
70.
Магомедов Р. Легенды и факты о Дагестане. Из записных
книжек историка. Махачкала. 1969 г.
71.
Митаров М.М.Оборванные струны. Махачкала. 1985 г.
70. Морковин В.И. дорогами и тропами Дагестана. Москва
«Искусство» 1988г.
71. Муртазалиев М. Авар халкъалъул бицанк1аби. Махачкала.
1968г.
72. Назаревич А.Ф. Пословицы и поговорки народов Дагестана.
Махачкала. 1977г.
73. Назаревич А.Ф. В мире горской народной сказки. Махачкала.
1962г.
74.Назаревич А.Ф. Сказочные самоцветы Дагестана. Махачкала.
1975г.
75.Народные изречения и пословицы Дагестана. Махачкала. 1966г.
36

76.Осетров Е. Живая древняя Русь. Издательство «Просвещение».
Москва. 1970г.
77.Павлов Е.Л. Школьное краеведение. Москва. 1994г.
78.Пашаев М-Х. Притчи об Акуль Али. Махачкала. 1976г.
79.Поэтика фольклора народов Дагестана. Сборник статей.
Махачкала. 1981г.
80.Предки о воспитании юных. Москва «Просвещение». 1994г.
81.Раджабов М.Р. Из истории одного города. Махачкала. 1961г.
82.Расулов М.., Саадуев М. Маг1арулал годек1анир. Махачкала.
1991г.
83.Рубо Ф.А. Штурм аула Ахульго. Махачкала. 2001г.
84.Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. 1998г.
85.Сахаров И.П. Собрание. Сказание русского народа. Москва.
1990г.
86.Сказки народов Дагестана. Махачкала. 1965г.
87.Султанов К. Певцы разных народов. Махачкала. 1961г.
88.Тахо-Годи А.А. Мировая культура. Махачкала 1993г.
89.Трунов Д.М. По стране гор. Махачкала. 1955г.
90.Трунов Д.М. По стране гор. Махачкала. 1955г.
91.Фелицина В. П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы и крылатые
выражения. Москва. 1979г.
92.Формирование семьянина на добрых традиций. Махачкала. 1988г.
93.Хайбулаев А.А., Асланов Г.А. «Программа». Махачкала
РЦДЮТК 2001г.
94.Хайбулаев А.А. Организация туристско-краеведческой работы.
Махачкала. 1995г.
95.Хайбулаев С. Маг1арулазул халкъиял куч1дул. Махачкала.1990г.
96.Хайбулаев С. Фольклор школалда. Махачкала. 1979г.
97.Хайбулаев С.М. Аварская народная лирика. Махачкала. 1973г.
98. Хайбулаев С.М. Народные истоки аварской поэзии. Махачкала.
1973г.
99.Хайбулаева Х.М. Изучение произведений дагестанского
фольклора в школе. Махачкала. 1990г.
100.
Халилов Х. Сатира народов Дагестана. 1973г.
101.
Халилов Х.М. Лакский песенный фольклор.
Махачкала.1959г.
102.
Халилов Х.М., Османов М-З.О. Сказки народов Дагестана.
Махачкала 1989г.
103.
Хасаншин Х.С. Цветы у монумента. Махачкала 1980г.
37

104.
Хашаев Х.М. Памятники обычного права. Махачкала. 1965г.
105.
Хлопков П. Там, где море и горы. Дагкнигоиздат. 1981г.
106.
Цадаса Г. Уроки Жизни. 1976г.
107.
Цадаса Г. Адаты о браке и семье аварцев в Х1Х-ХХ в.
Махачкала 1965г.
108.
Чурсин Г.Ф. Почитание огня на Кавказе Кавказ. 1902г. №101

38

39

40

41

42

43

44

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928) 531-11-74

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».