11 Музееведение.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГИМНАЗИЯ № 35 пос. ЛЕНИНКЕНТ г.МАХАЧКАЛА

Экспериментальная
программа
по курсу «Музееведение»
на 2 года обучения ( 10- 11 классы)

М а х а ч к а л а 2 0 0 5 г.

1

Программа подготовлена как экспериментальная Центром детскоюношеского туризма и краеведения МО РД и гимназией № 35 пос.
Ленинкент гор. Махачкала.
Предусматривается возможность внесения изменений и
дополнений с учетом специфики тематических, целевых и иных
программ, разработанных в районе, в городе.

Составители:
Хайбулаев А.А. – директор Республиканской ЦДЮТК,
Заслуженный учитель РД.
Абдулаева А.Г.- учительница истории гимназии № 35,отличник
народного образования.
Абдурахманова Р.Р. - учительница истории гимназии №35,
отличник народного образования.
Сайпудинова П.Н. - учительница русского языка гимназии №35,
отличник народного образования.

2

Пояснительная записка
Цели и задачи.
Воспитание учащихся на традициях Дагестанского народа.
 Формирование интересов и навыков самостоятельной работы.
 Изучить историю создания музеев и их специфику.
 Ознакомить учащихся с известными музеями мира.
 Основное внимание уделить на специфику школьного музея.
 Особенности исследовательской, фондовой, экспозиционной и
образовательной деятельности музеев.
 Сочетание теоретического курса с практикой.
 Научить учащихся работать в музеях, вести учет комплектование
и хранение фондов.
 Выработать навыки и умение работы с музейными экспонатами.
 Научить работать с первоисточниками, документами, архивным
материалом.

3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№

ТЕМЫ

10 класс

11 класс

П/П
1.

ВВЕДЕНИЕ

1

1

ΙΙ.

История создания музеев в
Дагестане
Известные музеи

4

4

7

7

5

5

10

10

3

3

5

5

35 ч.

35 ч.

ΙΙΙ.

Дагестана,России,мира
ΙΥ.

Школьные музеи и их
особенности

Υ.

Основы теории и организации
музейного дела.

ΥΙ.

Музейные экскурсии и их
подготовка

ΥΙΙ. Музей гимназии № 35
ИТОГО:

4

1.В В Е Д Е Н И Е ( 2 часа)

Ознакомить учащихся с содержанием программы ,с целями и
задачами программы.

П. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЕВ В ДАГЕСТАНЕ
(7 ЧАСОВ)

Первые декреты государства о сохранении предметов старины и
истории. Роль краеведения в организации музейного дела.Первая
попытка создания музея в Дагестане. Значение и роль музеев на
современном этапе развития общества.

Ш. ИЗВЕСТНЫЕ МУЗЕИ
ДАГЕСТАНА,РОССИИ,МИРА
(14 ЧАСОВ)

Научные общества и музеи Х1Х века. История создания крупных
музеев России. Музеи мира.
Знакомство с профилями музеев.

1У. ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
(10 ЧАСОВ).

Отличие школьных музеев от государственных. Характеристика
школьных музеев. Историко-краеведческие музеи и их разделы.
Значение токсовских музеев. Видиотека музея.
Школьный музей – одна из живых нитей связующих школу с
окружающей действительностью, с родным краем, ее историей,
природой ,экономикой и культурой.Знакомство с разделами музея
гимназии.

У. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ
МУЗЕЙНОГО ДЕЛА (20 ЧАСОВ)
Что представляют собой музейные фонды. Каждый музейный
предмет – это источник знаний. Формирование фондов по группам.
Научно-вспомогательный материал. Ознакомление с видами
фондовой работы. Условия хранения фондов музея. Особенности и
5

виды собирательской деятельности. Порядок создания
экспозиционных проектов.

У1. МУЗЕЙ ГИМНАЗИИ № 35
История создания музея. Знакомство с разделами музея гимназии.
Экспонаты музея, их классификация. Организация передвижных
выставок. Подготовка музейных гидов. Организация встреч с
известными людьми, с ветеранами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗА 10 КЛАСС

№№
п/п
1.
2.

1.

2.
3.

4.

1.
2.
3.

ТЕМА

Теория Практика Итого

1. ВВЕДЕНИЕ
Что изучает предмет
музееведение
Музей –хранилище реликвий.
П. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
МУЗЕЕВ В ДАГЕСТАНЕ
Первые декреты государства о
сохранении предметов
истории старины
Открытие первого музея в
Темир-Хан-Шуре (1913 г.)
Роль известных деятелей
культуры в создании музеев
(Тахо-Годи, Костемировский)
Пополнение фондов музея за
счет даров.
Ш. ИЗВЕСТНЫЕ МУЗЕИ
ДАГЕСТАНА,РОССИИ И
МИРА
Историко-краеведческий
музей а гор.Махачкала
Музейная сеть России
Профили музеев:
6

1 ч.

1ч.

4 ч.
1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.
7 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

4.

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.

1.
2.
3.

- художественое
искусство;
- литературные музеи;
- исторические музеи
Экскурсии в музеи гор.
Махачкалы
1У. ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ И
ИХ ОСОБЕННОСТИ
Особенности школьных
музеев
Разделы школьных музеев
Залы боевой славы
Историко-краеведческие музеи
Экскурсии в музей гимназии
У. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И
ОРГАНИЗАЦИИ
МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
Фонды музея. Организация
фондовой работы
Формирование музейных
предметов по группам
Классификация музейных
предметов
Собирательско- поисковая
работа
Экскурсия и сбор полевого
материала
У1. МУЗЕЙНЫЕ
ЭКСКУРСИИ И ИХ
ПОДГОТОВКА
Типы и виды экскурсий
Подготовка гидов по разделам
музея
УП. МУЗЕЙ ГИМНАЗИИ
№ 35
История создания музея
Разделы музея
Фонды музея
7

1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
3 ч.

3 ч.
5 Ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.

1 ч.

10 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.
1 ч.

1 ч.
3 ч.

1 ч.
2 ч.
5 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

4.

Экскурсия в музей гимназии
Итого:

20 ч.

2 ч.

2 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗА 11 КЛАСС
№№
п/п
1.
1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.

ТЕМА

Теория Практика Итого

1. ВВЕДЕНИЕ
Музей хранилище реликвий
П. История создания музеев
Первые кустарные выставки
Участие дагестанцев во
всемирных выставках.
Участие дагестанцев во
всемирных выставках
Законы о сохранении
памятников старины
Ш. ИЗВЕСТНЫЕ МУЗЕИ
ДАГЕСТАНА,РОССИИ И
МИРА
Научные общества и музеи
Х1Х века
Помещичьи собрания истории
старины ХУШ-Х1Х в.в.
Музей под открытым небом
Музей боевой Славы
Религиозные музеи
заповедники
1У. ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ И
ИХ ОСОБЕННОСТИ
Характеристика школьных
музеев
Природа родного края
Этнографические поездки по
Дагестану(заочно)
У.ОСНОВЫ ТЕОРИИ И
ОРГАНИЗАЦИИ
МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
8

1 ч.
1 ч.

1ч.
4 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

7 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
5 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
10 ч.

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.

1.
2.
3.

Музейный предмет и научновспомогательный материал
Материалы о ветеранах войны
Учет и хранение фондов
Составление экспозиций
Экскурсии по памятным
местам
У1. МУЗЕЙНЫЕ
ЭКСКУРСИИ И ИХ
ПОДГОТОВКА
Экскурсия - лекция
Экскурсия - урок
Экскурсии для родителей
УП. МУЗЕЙ ГИМНАЗИИ
№ 35
Фонды музея (основные)
Вспомогательно просветительский фонд музея
Художественная галерея (150
картин):
- природные памятники
- аулы-мастера
- известные люди моего
края
ИТОГО:

9

1 ч.
2 ч.
1ч
1 ч.

1ч.
1 ч.
3 ч.
3 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

5 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

34 ч.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Музей и школа. Пособие для учителя. Под редакцией Г.А.
Кудриной. с. 150-172, 116-138.
2. Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941
г.г.Под редакцией Г.Г.Гамзатова. М. «Наука», 1957 г.
3. Краткий путеводитель по школьному музею, Воронеж, 1986 г.
4. Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №1, 1988 г.
5. О профилях школьных музеев. г. Барнаул. 1974 г.
6. Дорогами и тропами Дагестана. г. Москва, 1974 г.
7. Культура и традиции народов Дагестана, Т. Саидов, Ш.
Мирзоев, г. Махачкала, 1993 г.
8. Альбомы с репродукциями по музеям страны: Павловск,
Эрмитаж, Третьяковка, Русский музей и др.
9. Народные художественные промыслы, ред. Попова О., г.
Москва, 1984 г., с. 9-27, 104-125, 148-157.
10.
Искусство Кубачи, Алиханов Р., Иванов А.Н.,г. Москва,
1976 г.
11.
Художественные промыслы Дагестана. Кильчевская З.,
Иванов А., г. Москва, 1959 г.
12.
Подготовка и проведение Недели «Музей и дети» (
методические рекомендации), М., 1988 г.
13.
Сборник научных трудов №122, «Воспитание учащихся
музейными средствами», ред. Кудрин Т.А., г. Москва, 1983 г.
14.
Метдочиеские советы по краеведению и
ориентированию. Пособие для учителей, г. Махачкала, 1975 г.
15.
Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. Туризм и краеведение, Москва,
Просвещение, 1982 г.
16.
Создание музея Боевой Славы и его роль в военнопатриотическом воспитании учащихся, г. Москва, 1985 г.
17.
Учет и хранение фондов школьных музеев, г. Москва,
1973 г.»Музей воспитывает юных». Книга для учителя г.
Москва, 1988 г.
18.
Школьные музеи. Сборник под ред. В. Столетова, г.
Москва, 1977 г.
19.
Школьные музеи. Сборник научных трудов, г.Москва,
1986 г.
10

20.
Актуальные вопросы деятельности общественных
музеев. г. Москва, «Советская Россия», 1980 г.
21.
«Музеи на общественных началах», г.Москва,
Профиздат, 1985 г.
22.
«Дорогие реликвии» Кажлаев Д.Г., г. Махачкала, 1988 г.
23.
Журналы «Воспитание школьников», 1990-1993 г.г.
Статьи о работе школьных музеев.

11

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928) 531-11-74

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».