10 Экскурсоведение.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН

ГИМНАЗИЯ № 35 пос.ЛЕНИНКЕНТ г.МАХАЧКАЛА

Экспериментальная
программа
по курсу «Экскурсоведение»
на 2 года обучения ( 10- 11 классы)

М а х а ч к а л а 2 0 0 5 г.

1

Программа подготовлена как экспериментальная Центром детскоюношеского туризма и краеведения МО РД и гимназией № 35 пос.
Ленинкент гор. Махачкала.
Предусматривается возможность внесения изменений и
дополнений с учетом специфики тематических, целевых и иных
программ, разработанных в районе, в городе.

Составители:
Хайбулаев А.А. – директор Республиканской ЦДЮТК,
Заслуженный учитель РД.
Абдулаева А.Г.- учительница истории гимназии № 35,отличник
народного образования.

Пояснительная записка
2

Цель:
- воспитание чувства сопричастности к системе культурных
ценностей Дагестана и России;
- развитие потребностей в здоровом образе жизни эстетической
восприимчивости к прекрасному.

Задачи:
- накопление знаний, формировании умений и навыков,
приобретения опыта практической деятельности, укрепления
здоровья обучающихся;
- вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую
деятельность;
- показ многогранной жизни многонационального Дагестана,
ознакомление с памятниками великого исторического
прошлого;
- экологическое образование обучающихся.

3

Программа рассчитана на 2 года обучения по 1 часу в неделю:
10 класс – 35 часов
11 класс – 35 часов
Итого: 70 часов
Программа предусматривает:
1. Посещение учащимися гимназического музея.
2. Посещение музеев города Махачкалы
3. Зачетные конкурсные работы
4. Экскурсии по достопримечательностям родного края
(пос.Ленинкент,Махачкале, Дагестану и по Северному
Кавказу).
5. Выполнение творческих работ (реферат,доклад,сочинение)
Программа на первый год обучения предусматривает беседы,
экскурсии по своему селу.
Второй год обучение предполагает подготовку и участие в
дискуссиях, творческих отчетах, небольшие тематические
экскурсии по городу. Научить детей организовать и проводить
экскурсии в музее гимназии.
Участие детей в поисково-исследовательской работе по сбору
материалов для музея гимназии.

Итоги:

- углубление и закрепление краеведческих знаний;
- выработка ответственности за порученное дело;
- формирование организаторских качеств, коммуникативности
и адаптации в новом коллективе;
- умение ориентироваться с помощью карты и без нее;
- навыки извлечения художественного, эстетического,
познавательного и научного интереса из посещения музеев,
театров и выставок;
- профессиональная ориентация.

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 10 КЛАСС
№№
п/п

ТЕМА

Теория

Практика

Ι. В В Е Д Е Н И Е

Итого
5 час.

1.1.
1.2.
1.3.

Понятие об экскурсии
Классификация экскурсий
Отбор и изучение экскурсионных объектов
ΙΙ. ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ

1 ч.
1 ч.
1 ч.

2.1.

Краеведческие наблюдения по истории,биологии
,литературы

1 ч.

1 ч.

2.2.
2.3.
2.4.

Изучение и охрана памятников истории и культуры
Составление и описание маршрутов,путешествий
Физико-географический обзор
Дагестана
Физико-географический обзор
пос.Ленинкент
Народное хозяйство, экономика родного края

1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.
3 ч.

1 ч.

1 ч.

2.5.
2.6.

ΙΙΙ. МОЯ ПРОФЕССИЯ – ЭКСКУРСОВОД
3.1.
3.2.

4.1.
4.2.

Экскурсовод- центральная фигура обучения и
воспитания
Составление и прослушивание
текста экскурсий
ΙΥ. МАХАЧКАЛА- СТОЛИЦА ДАГЕСТАНА
История Махачкалы с древнейших времен
Исторические, архитектурные памятники
Махачкалы
Υ. ЭКСКУРСИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ
ГОР.МАХАЧКАЛЫ
Историко-краеведческий музей гор.Махачкалы

2 ч.

1 ч.
1 ч.
3 ч.
6 час.

1 ч.

1 ч.

2 ч.
4 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

2 ч.
2 ч.
2 ч.

5.1.
5.2.

Музей изобразительных искусств
ΥΙ. ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ И
ЭКСКУРСИОННОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

6.1.

6.2.

Экскурсионные объекты пос.Ленинкент
Составление плана местности, ориентирование на
местности
5

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.
8 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

6.3.
6.4.

6.5.
6.6.
6.7.
7.1.

7.2.

Особенности пешеходных и автобусных экскурсий
Разработка небольшой воображаемой экскурсии по
заданной теме
Основы безопасности в походе и на экскурсии
Правила поведения в походе и на экскурсии
Туристско-бытовые навыки
ΥΙΙ. ЭКОЛОГИЯ И ГИДРОГРАФИЯ
Атмосферные загрязнения и его влияние на человека
Международные и Российские организации,
занимающиеся изучением экологии

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.
1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

ΥΙΙΙ. ПЕШЕХОДНЫЕ ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ
8.1.
8.2.
8.3.

8 ч.

Экскурсии в музей гимназии
2 ч.
Экскурсия по гор. Махачкале
Экскурсия по пос.Ленинкент
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Рефераты на тему «Моя столица»;
2. Мой поселок Ленинкент
3. Викторина:
«Я экскурсовод»
ИТОГО:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗА 11КЛАСС
№№
ТЕМА
Теория
Практика
п/п
Ι. В В Е Д Е Н И Е
1.1.

Понятие об экскурсии их классификация

1.2.

Обзорная экскурсия «Мой Дагестан»

1.3.

Обзорная экскурсия «Моя столица»

1.4.

Экскурсия на исторические темы

1.5.

Экскурсии по природе своего края

1.6.

2.1.
2.2.
2.3.

Музейные экскурсии
ΙΙ. ЭКСКУРСОВОД-КРАЕВЕД

2 ч.
3 ч.
3 ч.

34 ч.
Итого
7 час.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.
2 ч.

1 ч.
2 ч.
3 ч.

Население. Экономика
История (экскурсионного объекта)
Искусство
ΙΙΙ. МАХАЧКАЛА – СТОЛИЦА
НАШЕЙ РОДИНЫ
6

1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
9 ч.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Из глубины веков
Архитектура Махачкалы
Махачкала-сегодня,завтра
Творческие работы
Итоговое занятие «Знатоки столицы»
ΙΥ. ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ
ЭКСКУРСИОННОЙ ОРИЕНТАЦИИ

4.1.

4.2.
4.3.

5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6.1.

6.2.

Значение топографических карт.
Масштаб. Виды масштабов.
Работа с топографическими знаками,
составление карт.
Топонимика местности.
Ориентирование.
Υ. БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОХОДАХ И
НА ЭКСКУРСИИ. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
Определение контрольных пунктов
Меры безопасности при устройстве
бивака,купании.
Гигиенические требования к
приготовлению пищи.
Первая помощь при травмах.
ΥΙ. ЭКОЛОГИЯ И ГИДРОГРАФИЯ
Экология Дагестана. Основные причины
тяжелой экологии нашего края
Экологические тропы пос.Ленинкент
ΥΙΙ. ТУРИСТСКО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ

7.1.

Палатки, их виды и назначение

7.2.
7.3.

Снаряжение экскурсоводов-туристов
Охрана природы
ΥΙΙΙ. МОЯ ПРОФЕССИЯ ЭКСКУРСОВОД
Основные качества экскурсоводов и его
становление

8.1.

8.2.
8.3.

Контакт и психология общения
Использование экспозиций и фондов
музеев для подготовки экскурсии

7

2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.

2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.

1 ч.

1 ч.
3 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.
4 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.
3 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
5 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

ΙХ. ПОДГОТОВКА ГИДОВ ДЛЯ
ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

2 ч.

Х1. ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ
1. Ленинкент-Атлы-Боюн
2. Ленинкент – Сары-Кум
3. Экскурсия по городу Махачкале
4. Походы по краеведческим тропам
пос. Ленинкент
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Реферат «Мой Дагестан»
Описание одного экскурсионного
маршрута (по выбору)
Итого:

8

2 ч.

34 ч.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Музей и школа. Пособие для учителя. Под редакцией Г.А.
Кудриной. с. 150-172, 116-138.
2. Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941
г.г.Под редакцией Г.Г.Гамзатова. М. «Наука», 1957 г.
3. Краткий путеводитель по школьному музею, Воронеж, 1986 г.
4. Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №1, 1988 г.
5. О профилях школьных музеев. г. Барнаул. 1974 г.
6. Дорогами и тропами Дагестана. г. Москва, 1974 г.
7. Культура и традиции народов Дагестана, Т. Саидов, Ш.
Мирзоев, г. Махачкала, 1993 г.
8. Альбомы с репродукциями по музеям страны: Павловск,
Эрмитаж, Третьяковка, Русский музей и др.
9. Народные художественные промыслы, ред. Попова О., г.
Москва, 1984 г., с. 9-27, 104-125, 148-157.
10.
Искусство Кубачи, Алиханов Р., Иванов А.Н.,г. Москва,
1976 г.
11.
Художественные промыслы Дагестана. Кильчевская З.,
Иванов А., г. Москва, 1959 г.
12.
Подготовка и проведение Недели «Музей и дети» (
методические рекомендации), М., 1988 г.
13.
Сборник научных трудов №122, «Воспитание учащихся
музейными средствами», ред. Кудрин Т.А., г. Москва, 1983 г.
14.
Метдочиеские советы по краеведению и
ориентированию. Пособие для учителей, г. Махачкала, 1975 г.
15.
Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. Туризм и краеведение, Москва,
Просвещение, 1982 г.
16.
Создание музея Боевой Славы и его роль в военнопатриотическом воспитании учащихся, г. Москва, 1985 г.
17.
Учет и хранение фондов школьных музеев, г. Москва,
1973 г.»Музей воспитывает юных». Книга для учителя г.
Москва, 1988 г.
18.
Школьные музеи. Сборник под ред. В. Столетова, г.
Москва, 1977 г.
19.
Школьные музеи. Сборник научных трудов, г.Москва,
1986 г.

9

20.
Актуальные вопросы деятельности общественных
музеев. г. Москва, «Советская Россия», 1980 г.
21.
«Музеи на общественных началах», г.Москва,
Профиздат, 1985 г.
22.
«Дорогие реликвии» Кажлаев Д.Г., г. Махачкала, 1988 г.
23.
Журналы «Воспитание школьников», 1990-1993 г.г.
Статьи о работе школьных музеев.

10

11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928) 531-11-74

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».