Литература
Аннотация к рабочим программам по русской литературе 6 класс.
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на
основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под
редакцией В.Я. Коровиной. Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая
программа по литературе представляет собой целостный документ,
включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса;
требования к уровню подготовки учащихся; Календарно-тематическое планирование ;
перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее
значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с
высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах
связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и
новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических
представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения,
овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
·
формирование
духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма;
·
развитие
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной
социализации и самореализации личности;
·
постижение
учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение
и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся
на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,
историзма;
·
поэтапное,
последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст;
·
овладение
возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте
(или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление
своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
·
овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.):
·
использование
опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей
при разработке и реализации образовательным учреждением основной
образовательной программы основного общего образования предусматривает решение
следующих основных задач:
·
обеспечение
соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
·
обеспечение
преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования;
·
обеспечение
доступности получения качественного основного общего образования, достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
·
установление
требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной
программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы,
обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не
только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности,
созданию необходимых условий для ее самореализации;
·
обеспечение
эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного
процесса, взаимодействия всех его участников;
·
взаимодействие
образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы
с социальными партнерами;
·
выявление
и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных
склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию
общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с
использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
·
организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества,
проектной и учебно-исследовательской деятельности;
·
участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и общественности в проектировании и развитии
·
внутри
школьной социальной среды, школьного уклада;
·
включение
обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
(населенного пункта, района, города) для при обретения опыта реального управления
и действия;
·
социальное
и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
·
сохранение
и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
обеспечение их безопасности.
Цель изучения
литературы в школе
– приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и
зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах
слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в
программу произведений.
Расширение
круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины
проникновения в художественный текст становится важным средством для
поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы
чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика,
необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их
грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить
потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что
должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени
эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда
возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности
детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному
эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении
к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны
классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием
отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного
образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими
образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными
достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы,
воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс
литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных
произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры
устной и письменной речи.
Главная идея
программы по литературе
– изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской
литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема
изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры
героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в
начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста
является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков
выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая
(языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная
компетенция –
овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и
лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение
основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке;
умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая
компетенция –
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи
литературы и истории народа,
национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского
речевого этикета, культурой межнационального общения.
В программу включен перечень необходимых видов работ по
развитию речи:
- словарная
работа,
- различные
виды пересказа,
- устные
и письменные сочинения,
- отзывы,
доклады, диалоги, творческие работы,
- произведения
для заучивания наизусть,
- списки
произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели,
итого 102 часов (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения).
Преподавание
ведётся по учебнику Литература. 6 класс// Под редакцией В.Я.Коровиной.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской
Федерации 4-е издание
Москва, «Просвещение», 2015 г.
Аннотация к рабочей программе по русской литературе 7 класс
Рабочая учебная программа по
литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений,
допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования
Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника
«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных
заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»,
2009г.).
На изучение курса отводится 68 часов
из расчета 2 часа в неделю.
Программа предполагает систематическое
чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ,
различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы
текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные
сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства
языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у
детей;
- прогнозирование поведения героев в
других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на
логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в
себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы,
начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам
отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности
эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней
явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического
вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений
учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое
место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый
интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки
выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения
анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной
специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы
для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через
чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Аннотация к рабочей программе по русской литературе 8 класс
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в
соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на
основе примерной Программы основного общего образования по литературе,
авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)
к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой,
гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в
школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и
содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных
сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий
теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать
художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами
русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
•
формирование
духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма;
•
развитие
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности;
•
постижение
учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение
и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся
на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с
жизнью, историзма;
•
поэтапное,
последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст;
•
овладение
возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте
(или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста,
представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
•
овладение важнейшими
общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать
цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск,
находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников,
включая Интернет и др.);
•
использование
опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни
и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации
образовательным учреждением основной образовательной программы основного
общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
•
обеспечение
соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
•
обеспечение
преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования;
•
обеспечение
доступности получения качественного основного общего образования, достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми
с ограниченными возможностями здоровья;
•
установление
требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной
программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы,
обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не
только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития
личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
•
обеспечение
эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного
процесса, взаимодействия всех его участников;
•
взаимодействие
образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с
социальными партнерами;
•
выявление и
развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей
через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной
деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей
образовательных учреждений дополнительного образования детей;
•
организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества,
проектной и учебно-исследовательской деятельности;
•
участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды,
школьного уклада;
•
включение
обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
(населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;
•
социальное и
учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
•
сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы
лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
•
воспитание и
развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального,
поликультурного и поликон- фессионального состава;
•
формирование
соответствующей целям общего образования социальной среды развития
обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования
и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного
и познавательного развития обучающихся;
•
ориентацию на
достижение цели и основного результата образования — развитие на основе
освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование
его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
•
признание решающей
роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального
развития обучающихся:
•
учет
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении
образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и
путей их достижения;
•
разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого
обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при
обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны
классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием
отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования
в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами
мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными
достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и
воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды
деятельности по освоению содержания художественных произведений и
теоретико-литературных понятий:
•
осознанное,
творческое чтение художественных произведений разных жанров;
•
выразительное
чтение художественного текста;
•
различные виды
пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с
творческим заданием);
•
ответы на вопросы,
раскрывающие знание и понимание текста произведения;
•
заучивание
наизусть стихотворных и прозаических текстов;
•
анализ и
интерпретация произведения;
•
составление планов
и написание отзывов о произведениях;
•
написание
сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
•
целенаправленный
поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
•
индивидуальная и
коллективная проектная деятельность.
Содержание деятельности по предмету
В этой возрастной группе формируются представления о
специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения,
способности общения с художественным миром произведений разных жанров и
индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся,
интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения.
Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры
художественного произведения — от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но
недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно
уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению
художественной литературы, проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на взаимосвязь
литературы и истории, что определяет подготовку учащихся к восприятию курса на
историко- литературной основе.
Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе — изучение
литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе
XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников
обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных
навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию
учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной
русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется
тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки
(литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания
концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического
принципов.
Содержание курса литературы в 8 классе включает в себя
произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы
(добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и
человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе —
особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая
проблема литературы.
В программе соблюдена системная направленность — курс 8
класса представлен разделами:
1.
Устное народное
творчество.
2.
Древнерусская
литература.
3.
Русская литература
XVIII века.
4.
Русская литература
XIX века.
5.
Русская литература
XX века.
6.
Литература народов
России.
7.
Зарубежная
литература.
8.
Обзоры.
9.
Сведения по теории
и истории литературы.
В разделах 1—8 даются перечень произведений
художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную
проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует
краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в * Методическом
письме о преподавании учебного предмета “Литература” в условиях введения
Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в
рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения,
проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по
развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные
сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения
для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Требования к результатам освоения выпускниками основной
школы программы по литературе
Личностные результаты:
•
воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
•
формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов;
•
формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
•
формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
•
освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•
развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•
формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
•
формирование
экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях
и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•
осознание значения
семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•
развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
•
умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
•
умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
умение соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать
правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
•
владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
в учебной и познавательной деятельности;
•
умение определять
понятия, создавать обобщения. устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
•
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
•
умение осознанно
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
•
формирование и
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий.
Предметные результаты:
•
понимание ключевых
проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,
древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX
вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
•
понимание связи
литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них
вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
•
умение
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
•
определение в
произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
•
приобщение к
духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление
их с духовно-нравственными ценностями других народов;
•
формулирование
собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
•
собственная
интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
•
понимание
авторской позиции и свое отношение к ней;
•
восприятие на слух
литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное
восприятие;
•
умение
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного
типа, вести диалог;
•
написание
изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные
и общекультурные темы;
•
понимание образной
природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие
произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
•
понимание русского
слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых
средств в создании художественных образов литературных произведений.