Русский язык
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5 класс.
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся
5 класса общеобразовательных школ.
Программа
составлена с использованием материалов
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования[1], Примерной программы по русскому
(родному) языку для основных школ[2] и в соответствии c рабочей программой по русскому
языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А.
Ладыженская, Н. М. Шанский)[3]
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский
язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват.
учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская,
М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение,
2012.
Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным
государственным стандартом общего образования.
Структура рабочей программы по русскому языку представляет собой
целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку;
структурные отличия государственной и рабочей программы; содержание
курса «Русский язык»; тематическое (поурочное)
планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание
учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения
образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета,
курса; приложение.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде
трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной,
лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Срок
реализации программы – 5 лет.
Общая характеристика учебного
предмета
Русский
язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации;
средство межнационального общения, консолидации и единения народов России;
основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном
обществе.
Метапредметные
образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий
характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности
ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой
развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской
культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к
культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами,
влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения
профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой
формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях,
развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций
моральных норм.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством
обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных
предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса
русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью
образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей
обучения, что возможно на основе компетентностного
подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной,
языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает
овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность
проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию,
учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные
стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного
речевого поведения.
Языковая и лингвистическая
(языковедческая) компетенции формируются на основе овладения
необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского
литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и
базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических
словарей.
Культуроведческая компетенция
предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры,
понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики
русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального
общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В
программе реализован коммуникативно-деятельностный
подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в
деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности
курса русского языка в 5 классе, нацеленность
его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования
функциональной грамотности как способности
человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в
ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные
действия (владеть
всеми видами речевой деятельности, строить
продуктивное речевое взаимодействие
со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную
речь; точно, правильно, логично и выразительно
излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в
процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила
русского речевого этикета и др.);
познавательные
универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы,
строить логическую цепь рассуждения,
находить доказательства,
подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять
основную и второстепенную информацию,
осмысливать цель чтения, выбирая
вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы
информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и
предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные
универсальные учебные действия (ставить
и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при
необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности
базируются на видах речевой деятельности и предполагают
целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного
языка в школе.
Курс русского языка для 5 класса направлен на
совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об
устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения,
на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание
культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного
свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать
этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование
таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная
переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также
способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и
интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе
перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка,
но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок
программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и
речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет
основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения
данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации
деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла
отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических
блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование
навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают
устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в
третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и
обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или
интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только
получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками,
но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные
навыки, а также углубляют представление о родном языке как
национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой
системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях
общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения: курс русского языка в 5
классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию
личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного
подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности
с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания,
человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно
относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как
основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых
в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и
навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями,
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях
её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного
запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств,
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений
стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных
ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому
самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог,
искать и находить содержательные компромиссы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное
развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский
язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик
получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы
деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают
развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и
развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение,
синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности,
планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Место курса «Русский (родной)
язык» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный
базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение
русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 175
часов в 5 классе.
Учитывая,
что учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, определяющей содержание
образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся,
их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя
образовательного учреждения (организации), то время, отводимое на данную часть
учебного плана, использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных для
изучения отдельных предметов обязательной части, так на русский язык - 1 час в 5 классе.
Данная
рабочая программа рассчитана на 6 учебных часов в неделю, что составляет 210
часов в год.
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 6 класс.
Рабочая программа по русскому
языку для 6 класса составлена на основе Федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования, программы основного
общего образования по русскому языку М.Т..Баранова,
Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных
учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011), с учётом целей
и задач Программы развития школы, а также требований стандартов второго
поколения ФГОС. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт
распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем
и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся.
Язык – явление уникальное: он является средством общения и
формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью
духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской
культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской
Федерации, средство межнационального общения.
В системе школьного образования
учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только
объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на
качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует
овладению будущей профессией.
В 6 классе продолжает
формироваться и развиваться коммуникативная,
языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и
ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение
необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского
литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского
речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса
основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на
основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского
литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на
развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами
литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной
и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа
для 6 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений,
как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации
в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с
условиями общения.
Доминирующей идеей курса является
интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык
представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических
единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают
речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает
перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления,
указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды
учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных
понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации
деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Разделы, указанные в программе,
неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении
морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают
необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности,
различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном
языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания
языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях,
ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Государственная программа
М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. рассчитана на 6
часов в неделю - 204 часа в год. Преподавание ведётся по учебнику
«Русский язык. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч./
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор
Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2013.
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 7 класс.
Рабочая программа по
русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного общего
образования, учебного плана школы на 2012 – 2013 учебный год и примерной
Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы
авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой (М.: Просвещение, 2011
год), утвержденной Министерством образования и науки РФ.
Количество часов
соответствует программным требованиям: 170 часов (5 часов в неделю).
Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержание курса
русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков,
обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой),
языковой и культуроведческой компетенций
Язык – по своей
специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством
общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний,
частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам
русской культуры и литературы.
Русский язык –
государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и
консолидации народов России.
Владение родным языком,
умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного
образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не
только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами
и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения
русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная,
языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная
компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и
лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о
языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая
компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для
VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся
на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского
литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение
русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура
населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект
культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,
воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка,
способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,
соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает
формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения,
информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а
также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса
является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык
представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые
отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий,
обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности
функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности,
которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,
программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению
русского языка в школе.
Идея взаимосвязи
речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы.
Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом
представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого
общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и
являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем –
дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие
культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в
учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при
обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и
овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды
речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют
представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким
образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка
в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными
друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка
направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию
личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного
подходов к обучению родному языку:
- воспитание
гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению
культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование
речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о
русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях
общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений
опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения,
навыки и способы деятельности
Направленность курса на
интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для
реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе
школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность
совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые
базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие
речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка
совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные
(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и
сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и
классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 8 класс.
Рабочая программа составлена на основе
Государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию
предметного содержания уровня сложности в соответствии со статусом
образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный
подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального
потенциала обучающихся. Реализация программы осуществляется за счёт
обязательной части учебного плана, составляет 105 учебных часа.
Программа:
Авторская, Авторы: под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской Программа курсов для 8 классов
общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ . Издание
стереотипное. для общеобразовательных учреждений Министерства образования и
науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» ,2010г
Содержание учебного процесса в ОО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1» определяет следующий пакет документов:
- Конституция Российской
Федерации;
- Федеральный Закон «Об образовании
в Российской Федерации» в действующей редакции;
- Приказ Минобразования России от
5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобразования РФ от 9
марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана
и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями;
- Приказ Минобразования России и
науки РФ от 3 июня 2011 г. № 1994 «Изменения, которые вносятся в
федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,
утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 9 марта 2004
г. № 1312»;
- Постановление №189 от
29.12.2010 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях», зарегистрирован в Министерстве юстиции
России 03.03.2011, регистрационный номер 19993,
1.1.1.
Государственный стандарт основного
общего образования
Основное общее образование – вторая ступень общего
образования.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации
основное общее образование является обязательным и общедоступным.
Федеральный компонент государственного стандарта
общего образования направлен на приведение содержания образования в
соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда
обучающийся устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира,
самопознанию, самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но
в первую очередь на на деятельностный компонент образования, что позволяет
повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности,
возможности, потребности и интересы обучающегося. Специфика педагогических
целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с
их учебными успехами.
Федеральный компонент направлен на реализацию
следующих целей:
1)Коммуникативная компетенция –
овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
2)Языковая и лингвистическая
(языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой
системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к
анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике
как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
3)Культуроведческая компетенция –
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение
нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Одним из
базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего
образования является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности,
необходимой в современном обществе.
Одной из важнейших задач основной
школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору
жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является
последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на
завершающем этапе обучения в основной школе.
В основной школе обучающиеся должны
научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения,
использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за
рамками учебного процесса.
Основное образование завершается
обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования
настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основной
разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.
Обучающиеся, завершившие основное
общее образование и выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях
среднего общего, среднего профессионального образования.
Изучение _русского языка на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной
научной картины мира;
– знаково-символического и логического мышления на базе основных положений
науки о языке;
– формирование коммуникативной компетенции.
Требования к
результатам освоения
выпускниками основной
школы
программы по русскому
языку
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного Образования;
2) осознание эстетической ценности русского
языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметные
результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
·
адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения;
·
владение разными видами чтения;
·
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и
жанров;
·
способность извлекать информацию из разных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой;
·
овладение приемами отбора и систематизации материала
на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ
и отбор;
·
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания
с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
·
способность определять цели предстоящей учебной
деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а
также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
·
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный
текст с разной степенью свернутости;
·
умение создавать устные и письменные тексты разных
типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
·
способность свободно, правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме;
·
владение разными видами монолога и диалога; соблюдение
в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных
правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
·
способность участвовать в речевом общении, соблюдая
нормы речевого этикета;
·
способность оценивать свою речь с точки зрения ее
содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
·
умение выступать перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и
навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как
средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные
знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие
с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о
роли русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о
связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание места родного языка в системе
гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика
и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь,
научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц
языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей
лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции родного
языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной литературы.
Основные цели и задачи изучения русского языка
в основной школе
·
Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной
личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского
сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык,
сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной
язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых
в обществе;
·
овладение системой знаний, языковыми и речевыми
умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании,
а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
·
приобретение знаний об устройстве языковой системы и
закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение
активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в
речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной
грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и
фразеологии русского языка;
·
развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в
разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к
речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
·
совершенствование коммуникативных способностей,
формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений
вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности,
научности и доступности, а также преемственности и перспективности между
разделами курса.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и
навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации
принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой,
авторы выстраивают обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном
уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль
теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование
познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для
овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса
обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной,
под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы
с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной
деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных
заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности
учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются
процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных
возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском
языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее
пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего
значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце
года выделяются специальные часы. В 8 классе в разделе «Повторение изученного
в 5 – 7 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано
необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и
средним звеном обучения. Для организации систематического повторения,
проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной
литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 8 класс»
содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым
предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную
деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого
развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное,
работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и
др.).
В программе также специально выделены часы на
развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды
работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим
материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его
организации.
В системе школьного образования учебный предмет
«Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но
и средством обучения.
Как средство познания действительности русский
язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения
всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная
система.
Технологии, используемые в обучении: развитие критического
мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов,
игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые
технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные,
здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских
на уроках русского языка и литературы, и
другие.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и
навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти;
текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов,
предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических,
творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Проверяю себя»,
диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного
анализа текстов, диагностических работ, лабораторных работ, практических работ
(практикумов), контрольных изложений, контрольных сочинений, взаимоконтроля,
самоконтроля, составления орфографических и пунктуационных упражнений самими
учащимися, различных видов разбора (фонетический, лексический,
словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический,
лексико-фразеологический), наблюдения за речью окружающих, сбора
соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию
учителя, анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления, работы с различными информационными источниками:
учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой
информации (в том числе представленных итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный
анализ текста.