Дагестанская литература
Аннотация к рабочей программе по Дагестанской литературе
Примерная образовательная
программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего
образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы
для школьника с учетом многонационального характера литературы народов Дагестана.
Главная ее отличительная особенность в
том, что изучение дагестанской литературы как эстетического и
национально-исторического явления рассматривается не столько как цель
преподавания, сколько как средство
развития личности – человека, любящего свой народ, язык и культуру и
уважающего традиции и культуру других народов.
Литература народов Дагестана,
единая по историческим условиям своего развития и идейно-образному устремлению,
развивалась и развивается в силу
многоязычия на нескольких языках, в том числе и на русском. Трудности,
связанные с многоязычием, требуют от учителя особого подхода к изучению
произведений, переведенных на русский язык.
Литература народов Дагестана как
учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим
возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и
формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволяют им адекватно
воспринимать проблематику дагестанской литературы, т. е. включаться в диалог с
писателем.
Как одна из дисциплин эстетического
цикла литература народов Дагестана предполагает постижения школьниками этого
вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без
знакомства с основными законами литературного творчества.
Осознание эстетической ценности
литературного произведения и словесной образности как основы создания
художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему
различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия.
Поскольку эстетическое
переживание невозможно без установления авторского идеала и системы
нравственных оценок, на уроках литературы народов Дагестана неизбежно
происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который
естественно вытекает из специфики литературы и не нуждается в специальном
акцентировании.
Произведения классики,
позволяющие рассматривать их как факт современного литературного процесса,
открывает перед школой возможность установления связи времен. Поэтому изучение
литературы народов Дагестана как поэтической памяти этносов является
чрезвычайно важной задачей современного образования.
В то же время процесс
художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя.
Следовательно, литературное образование в школе является составной частью
раскрытия творческого потенциала учеников.
Исходным материалом литературы
народов Дагестана как вида искусства является слово, а изучение этой дисциплины
способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников,
раскрытию поэтических возможностей дагестанских языков.
Дисциплина «Литература народов
Дагестана» предполагает изучение словесности, включающего в себя народное
поэтическое творчество, литературу дагестанских народов, что дает возможность
установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить и понять
общечеловеческие и национальные культурные ценности и традицию.
Программа конкретизирует содержание
предметных тем образовательного стандарта, последовательность изучения разделов
литературы 5–9 классов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, а
также возрастных особенностей учащихся.
Особенности литературы народов
Дагестана нашли свое отражение в содержании и структуре программы (5–9 классы),
которая состоит из следующих подразделов:
Пояснительная
записка.
Общая
характеристика учебного предмета.
Результаты
изучения учебного предмета.
Место
учебного предмета в учебном плане.
Содержание
основного общего образования по учебному предмету.
Примерное
тематическое планирование.
Рекомендации
по оснащению учебного процесса.
Основными целями изучения
предмета «Литература народов Дагестана» являются:
формирование духовной и интеллектуальной
потребности учащихся в чтении;
обеспечение общего и литературного
развития школьника, глубокого понимания
художественных произведений различного уровня сложности;
развитие эмоциональной культуры читателя-школьника;
постижение основных законов литературы
как словесного вида искусства и ее отличия от устного народного творчества;
последовательное знакомство с основными
понятиями, позволяющими проникнуть в художественный мир литературного
произведения;
формирование начальных представлений о
специфике литературы народов
Дагестана
в ряду других искусств;
приобщение и систематизирование знаний о литературе
народов Дагестана;
обеспечивание освоения текстов
художественных произведений в единстве формы и содержания, а также основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий как условий
интерпретации художественного текста;
развитие эстетического вкуса учащихся
как основы читательской деятельности;
развитие речевой культуры (умений и
навыков связной устной и письменной речи);
формирование способности учащихся
свободно пользоваться навыками чтения и письма для получения текстовой
информации;
воспитание духовно развитой личности,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
культуре народов Дагестана;
развитие эмоционального восприятия
художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого
воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
овладение умениями анализа
художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий
и необходимых сведений по истории литературы народов Дагестана;
выявление грамотного использования
русского литературного языка при создании собственных устных и письменных
высказываний.
Перечень нормативных документов,
используемых при составлении данной программы:
–
Закон РФ «Об образовании»;
–
Примерная программа основного общего образования;
–
Обязательный минимум содержания основного общего
образования;
–
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования.
Систематический курс литературы
народов Дагестана состоит из следующих разделов:
1. Устное
народное творчество народов Дагестана;
2. Средневековая
и дореволюционная литература народов Дагестана;
3. Литература
народов Дагестана XIX века;
4. Литература
народов Дагестана первой половины XX века;
5. Литература
народов Дагестана второй половины XX века;
6. Обзоры;
7. Сведения
по теории и истории литературы;
8. Диагностический,
текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
В разделах 1–6 даются перечень
произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их
основную проблематику и художественное своеобразие. Этим разделам предшествует
краткий обзор жизни и творчества
писателей.
Материалы по теории и истории
литературы представлены в каждом разделе программы, однако раздел 7
предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию
знаний учащихся по теории литературы и рассмотрение вопросов, связанных с
литературным процессом.
В разделе 8 предлагается
примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического,
текущего и итогового контроля уровня литературного образования.
Примерная образовательная
программа по литературе народов Дагестана направлена на совершенствование
учебно-воспитательного процесса путем внедрения новых педагогических и
информационно-коммуникативных технологий.
Таким образом, программа выполняет две функции:
1)
информационно-методическая функция, позволяющая
получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития учащихся;
2)
организационно-планирующая функция, предусматривающая
выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его
количественных и качественных характеристик.
Новизна данной
программы заключается в том, что она нацелена на развитие личности учащегося:
на решение вопросов обеспечения системнодеятельностного подхода к обучению,
усиливающего мотивацию к познанию окружающего мира; самостоятельный поиск
полезной информации и применение их в реальной жизни; формирование у учащихся
общеучебных навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций.
Требования к результатам изучения
предмета
«Литература народов
Дагестана»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми
при изучении предмета «Литература народов Дагестана», являются:
воспитание чувства любви к своему народу
и многонациональному Дагестану, осознание себя гражданином России;
привитие духовно-нравственных качеств
личности;
осознание и освоение литературы народов
Дагестана как части общекультурного наследия России;
умение
находить общий язык с представителями других этнических народов; развитие личной ответственности за свои
поступки согласно этикету дагестанского народа.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература народов
Дагестана» в основной школе проявляются в следующем:
умении формулировать проблему (тему) и цель урока;
умении высказывать и обосновывать свою
точку зрения, выдвигать гипотезу, аргументировать её, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать
выводы;
умении оформлять свои мысли в устной и
письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа,
стиля, жанра;
вырабатывании критериев оценки и
определении степени успешности своей работы и сферы интересов и работы класса;
умении находить
нужный источник информации, анализировать и использовать ее в самостоятельной
деятельности.
использовании разных видов чтения,
изложении содержания прочитанного или прослушанного текста подробно, сжато,
выборочно;
умении задавать вопросы, слушать и
слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, устанавливать и
сравнивать разные точки зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умении выступать перед аудиторией
сверстников с сообщениями.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в
следующем:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных
произведений дагестанского фольклора, литературы народов Дагестана разных
периодов;
понимание связи литературных
произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных
ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное
произведение: определять его род и жанр;
понимание и формулирование темы, идеи
художественного произведения, умение характеризовать его героев, сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов
сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их
роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения;
владение литературоведческой
терминологией при анализе художественного произведения;
2) в
ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к
духовно-нравственным ценностям литературы и культуры народов Дагестана,
сопоставление с духовно-нравственными ценностями северокавказских народов;
формулирование собственного отношения к
произведениям дагестанской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных
случаях) изученных произведений,
понимание
авторской позиции и своего отношения к ней; 3) в
коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных
произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические
произведения или их отрывки; отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту; вести диалог;
написание изложений и сочинений по
изученным произведениям, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание литературы как словесного
искусства, формирование эстетического вкуса;
понимание слова и роли
изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов;
осознанное восприятие и понимание
фольклорного текста; умение различать фольклорные и литературные произведения,
обращение к фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения;
восприятие художественного текста в
единстве формы и содержания, его смысловой анализ, интерпретирование
прочитанного, отбор произведения для чтения;
определение и интерпретация авторской
позиции, своего отношения к ней, формирование собственных ценностных
ориентаций;
осуществление самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформление её результатов в разных
форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Место учебного предмета
в учебном плане
В основной общеобразовательной
школе с русским (неродным) языком обучения предмет «Литература народов
Дагестана» изучается с 5 по 9 класс. В базисном учебном плане № 2 для школ
общее число часов, отводимых на изучение предмета, – 442, из расчета в 5–7
классах по 3 часа в неделю, в 8–9 классах – по 2 часа.
Из общего количества учебных
часов, отводимых на изучение дисциплины,
предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 55 учебных
часов (или 15%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных
форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и
педагогических технологий.
Указанные в рабочей программе часы,
отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают
возможность включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых
произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не
приводит к перенагрузке учащихся.