Математика
Аннотация к рабочей программе по математике 5 класс.
Рабочая программа по математике для
5 классов, составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки
РФ от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по учебным предметам
(Математика. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011 и авторской рабочей программы
(Е.А. Бунимович и другие. Математика. Рабочие программы. Предметная линия
учебников «Сферы». 5 классы: пособие для учителей общеобразовательных
организаций. М.: Просвещение, 2013).
В рабочей программе учтены идеи и
положения Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных
действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской
идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для
саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития учащихся, и коммуникативных качеств
личности.
Математическое
образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на
всех ступенях школы.
Приоритетными целями обучения математики в
5 классах являются:
·
продолжение
формирования центральных математических понятий (число, величина,
геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность
математического образования школьников;
·
подведение
учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и
окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;
·
развитие
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, познавательной активности,
критичности мышления, интереса к изучению математики;
·
формирование
умения извлекать информацию, новое знание, работать с учебным математическим
текстом.
Изучение математики должно обеспечить:
1) в направлении личностного развития:
· формирование
представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости
математики в развитии цивилизации и современного общества;
· развитие
логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному
эксперименту;
· формирование
интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных
стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
· воспитание
качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать
самостоятельные решения;
· формирование
качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
· развитие
интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
· развитие
представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
математического моделирования;
· формирование
общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и
являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер
человеческой деятельности;
· развитие
умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и
прикидкой при практических расчетах;
3) в предметном направлении:
· овладение
математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования,
изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
· создание
фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления,
характерных для математической деятельности;
· понимание
роли информационных процессов в современном мире;
· развитие
умений работать с учебным математическим текстом, точно и грамотно выражать
свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические
обоснования, доказательства математических утверждений;
· формирование
систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о
пространственных телах;
· формирование
представлений о статистических закономерностях в реальном мире, о простейших
вероятностных моделях;
· развитие
умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках
и анализировать ее.
Вклад математики в достижение целей основного общего образования
Математическое
образование играет роль в практической и духовной жизни общества.
·
Практическая сторона связана с
формированием способов деятельности
·
Духовная – с интеллектуальным развитием
человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая
полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и
количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте
до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.
Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчеты, находить в
справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приёмами
геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать
вероятностный характер случайных событий, составлять алгоритмы и др.
В школе
математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Всё больше
специальностей, где необходим высокий уровень образования, связанный с
непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика,
химия, техника, информатика, биология, психология и др.).
В процессе
школьной математической деятельности происходит овладение такими мыслительными
операциями как индукция, дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез,
классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты
математических умозаключений и правила их конструирование вскрывают механизм
логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и
доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль
принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании
умения действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходже
решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики –
развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение
математике даёт возможность развивать у учащихся точную, экономную и
информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в
частности, символические, графические)
средства.
Математическое
образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Необходимым компонентом культуры в современном толковании является общее
знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и
методе математики, отличие математического метода от методов естественных и
гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и
прикладных задач.
История
развития математического знания даёт возможность пополнить запас
историко-научных знаний школьников. Знакомство с основными историческими вехами
возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий,
именами людей, творивших науку, входит в интеллектуальный багаж каждого
культурного человека.
Изучение
математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и
изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению
идей симметрии.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА МАТЕМАТИКИ
В 5 КЛАССАХ
Содержание
математического образования в основной школе формируется на основе
фундаментального ядра школьного математического образования. В программе оно
представлено в виде совокупности содержательных разделов, конкретизирующих
соответствующие блоки фундаментального ядра применительно к основной школе. Программа
регламентирует объём материала, обязательного для изучения в основной школе, а
также даёт его распределением между 5 и 6 классами.
В данной
программе курс 5-6 классов представлен как арифметико-геометрический с
включением элементов алгебры. Кроме того, к нему отнесено начало изучения
вероятно-статистической линии, а также элементов раздела «Логика и множества»,
возможность чего предусмотрена Примерной программой по математике для 5-9
классов.
Содержание
раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения математики и смежных
предметов, способствует развитию логического мышления учащихся, формированию
умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков,
необходимых в повседневной жизни. При изучении арифметики формирование
теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, которая
актуальна и при наличии вычислительной техники, в частности, с обучением
простейшим приёмам прикидки и оценки
результатов вычислений. Развитие понятия
о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных
и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел. Параллельно на
доступном для учащихся данного возраста уровне в курсе представлена научная
идея – расширение понятия числа.
В задачи
изучения раздела «Геометрия» входит развитие геометрических представлений
учащихся, образного мышления, пространственного воображения, изобразительных
умений. Этот этап изучения геометрии осуществляется на наглядно-практическом
уровне, при этом большая роль отводится опыту, эксперименту. Учащиеся
знакомятся с геометрическими фигурами и базовыми конфигурациями, овладевают
некоторыми приёмами построения, открывают их свойства, применяют эти свойства
при решении задач конструктивного и вычислительного характера.
Изучение
раздела «Алгебра» в основной школе предполагает, прежде всего, овладение
формальным аппарата буквенного исчисления. Этот материал более высокого, нежели
арифметика уровня абстракции. Его изучение решает целый ряд задач
методологического, мировоззренческого, личностного характера, но и в то же
время требует определённого уровня интеллектуального развития. Поэтому в курсе
5-6 классов представлены только начальные, базовые алгебраические понятия, и
они играют роль своего рода мостика между арифметикой и алгеброй, назначение
которого можно образно описать так: от чисел к буквам.
Изучение
раздела «Вероятность и статистика» вносит существенный вклад в осознание
учащимися прикладного и практического значения математики. В задачи его
изучения входит формирование умения воспринимать и критически анализировать
информацию, представленную в различных формах, понимать вероятный характер
многих реальных зависимостей, оценивать вероятность наступления события. Для
курса 5-6 классов выделены следующие вопросы: формирование умений работать с
информацией, представленной в форме таблиц и диаграмм, первоначальных знаний о
приёмах сбора представления информации, первое знакомство с комбинаторикой,
решение комбинаторных задач.
Введение в курс
элементарных теоретико-множественных понятий и соответствующей символики
способствует обогащению математического языка школьников, формированию умения
точно и сжато формулировать математические предложения, помогает обобщению и
систематизации знаний.
В содержание
основного общего образования, предусмотренного Примерными программами по
математике для 5-9 классов, включён также раздел «Математика в историческом
развитии». Его элементы представлены и в содержании курса 5-6 классов.
Назначение этого материала состоит в создании гуманитарного, культурно-исторического
фона при рассмотрении проблематики основного содержания.
2.
Место математики
в учебном плане основной школы
В соответствии
с учебным планом ООО в курсе математики выделяют два этапа – 5-6 классы и 7-9
классы, у каждого из которых свои самостоятельные функции. В 5-6 классах изучается интегрированный
предмет «Математика», в 7-9 классах – два предмета «Алгебра» и «Геометрия».
Курс 5-6 классов, с одной стороны, является непосредственным продолжением курса математики начальной школы, систематизирует,
обобщает и развивает полученные там знания, с другой стороны, позволяет
учащимся адаптироваться к новому уровню изучения предмета, создаёт необходимую
основу, на которой будут базироваться систематические курсы 7-9 классов.
На изучение
математики в основной школе отводится 5 часов в неделю в течение всех лет
обучения. Таким образом, на интегрированный курс «Математика» в 5-6 классах
всего отводится 350 уроков.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математическое образование
играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая
сторона математического образования связана с формированием способов
деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием
характера и общей культуры.
Практическая полезность
математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры
реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от
простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных,
необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных
математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования
современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной,
экономической, политической информации, малоэффективна повседневная
практическая
деятельность. Каждому
человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты,
находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими
приемами геометрических измерений и построений, читать информацию,
представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный
характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической
подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе
математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В
послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное
образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в
том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим
высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики
(экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология,
психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых
математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном
обществе важным является формирование математического стиля мышления,
проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности
в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом
включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез,
классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты
математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм
логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и
доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль
принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании
умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе
решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики —
развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике дает
возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение
отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические)
средства. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры
человека.
Необходимым компонентом общей
культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания
действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от
методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики
для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики
способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества
математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи
симметрии.
История развития
математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний
школьников, сформировать у них представления о математике как части
общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами
возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий,
именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого
культурного человека.
3.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса математики в 5-6
классах
Личностные:
1)
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные
этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных
дробей, десятичных дробей; происхождение геометрии их практических потребностей
людей);
2)
способность к эмоциональному восприятию
математических объектов, рассуждений, решение задач, рассматриваемых проблем;
3)
умение строить речевые конструкции (устные и
письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл
поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на
математический и наоборот;
Метапредметные:
1)
умение планировать свою деятельность при решении учебных
математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно
выбирать способ решения;
2)
умение работать с учебным математическим
текстом (выделять смысловые фрагменты, находить ответы на поставленные вопросы
и пр.);
3)
умение проводить несложные доказательные
рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки;
распознавать верные и неверные утверждения; опровергать с помощью контрпримеров
неверные утверждения; иллюстрировать
примерами изученные понятия и факты;
4)
умение действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и
построений;
5)
применение приёмов самоконтроля при
решении учебных задач;
6)
умение видеть математическую задачу в
несложных практических ситуациях;
Предметные:
1)
владение базовым понятийным аппаратом по
основным разделам содержания;
2)
владение навыками вычислений с
натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и
отрицательными числами;
3)
умение решать текстовые задачи
арифметическим способом, используя различные способы рассуждения;
4)
усвоение на наглядном уровне знаний о
свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их
изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов
окружающего мира;
5)
приобретение опыта измерения длин
отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи
измерения длин, площадей, объёмов;
6)
знакомство с идеями равенства фигур,
симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
7)
умение проводить несложные практические
расчёты (вычисления с процентами, выполнение измерений, использование прикидки
и оценки);
8)
использование букв для записи общих
утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием
«буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с
понятием «уравнение»;
9)
знакомство с координатами на прямой и на
плоскости, построение точек и фигур на координатной плоскости;
10)
понимание и использование информации, представленной
в форме таблицы, столбчатой или круговой диаграммы;
11)
умение решать простейшие комбинаторные
задачи перебором возможных вариантов.
Аннотация к рабочей программе по математике 6 класс.
Рабочая программа по математике для
6 класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования(приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897),
примерной программы по учебным предметам (Математика. 5-9 классы. М.:
Просвещение, 2011 и авторской рабочей программы(Е.А. Бунимович и другие.
Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-6 классы:
пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013). Рабочая
программа основного общего образования по математике для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте второго поколения. В них также
учитываются основные идеи и положения Программы развития и
формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Значимость математики как
одного из основных компонентов базового образования определяется ее ролью в
научно-техническом прогрессе. В современной науке и производстве, а также
важностью математического образования для формирования духовной среды
подрастающего человека, его интеллектуальных и морально-этических качеств
через овладение обучающимися конкретными математическими знаниями, необходимыми
для применения в практической деятельности, достаточными для изучения других
дисциплин, для продолжения обучения в системе непрерывного образования. Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это
переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной,
формирующей у обучающихся универсальные учебные действия, необходимые для
решения конкретных личностно значимых задач. Поэтому
изучение математики на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей: В направлении личностного развития: ü развитие логического и критического мышления, культуры речи,
способности к умственному эксперименту; ü формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности,
способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного
опыта; ü воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,
способность принимать самостоятельные решения; ü формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
интеллектуальном обществе; ü развитие интереса к математическому творчеству и математических
способностей. В метапредметном направлении: ü формирование представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; ü развитие представлений о математике как о форме описания и методе
познания действительности, создание условий для приобретения первоначального
опыта математического моделирования; ü формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных
для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных
сфер человеческой деятельности. В предметном направлении: ü овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для
продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях,
изучения смежных дисциплин, применения в
повседневной жизни (систематическое развитие числа, выработка умений
устно и письменно выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями и
рациональными числами, перевод практических задач на язык математики,
подготовка учащихся к дальнейшему изучению курсов «Алгебра» и «Геометрия»,
формирование умения пользоваться алгоритмами); ü создание фундамента для математического развития, формирование
механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Данные цели
достигаются через интеграцию курса математики с междисциплинарными учебными
программами – «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-
компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной
деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом» (см. «Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа»
- «…программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных
программ предполагает адаптацию итоговых планируемых результатов к возможностям
каждого педагога с отражением вклада отдельных предметов…») Изучение учебного предмета «Математика» направлено на решение
следующих задач: ü формирование вычислительной культуры и практических навыков
вычислений; ü формирование универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности, основ
учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений работы с текстом; ü овладение формально-оперативным
алгебраическим аппаратом и умением применять его к решению математических и
нематематических задач; изучение свойств и графиков элементарных функций,
использование функционально-графических представлений для описания и анализа
реальных зависимостей; ü ознакомление с основными способами представления и анализа
статистических данных, со статистическими закономерностями в реальном мире,
приобретение элементарных вероятностных представлений; ü освоение основных фактов и методов планиметрии, формирование
пространственных представлений; ü интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления,
характерных для математической деятельности и необходимых человеку для
полноценного функционирования в обществе; ü развитие логического мышления и речевых умений: умения логически
обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и
контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный,
символический, графический); ü формирование представлений об
идеях и методах математики как научной теории, о месте математики в системе
наук, о математике как форме описания и методе познания действительности; ü развитие представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, воспитание понимания значимости математики для общественного
прогресса. 1. Общая характеристика учебного предмета. В курсе математики 6 класса можно
выделить следующие основные
содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика;
наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы:
множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей
общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание
каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию,
пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Множества» — служит цели овладения учащимися
некоторыми элементами универсального математического языка, вторая —
«Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного,
гуманитарного фона изучения курса. Содержание линии «Арифметика» служит
фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин,
способствует развитию не только вычислительных навыков, но и
логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами,
способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность,
направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков,
необходимых в повседневной жизни. Содержание линии «Элементы алгебры»
систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для
обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических
действий. Содержание линии «Наглядная геометрия»
способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических
абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и
пространственные представления. Линия «Вероятность
и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его
прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности —
умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в
различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей,
производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ
комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение
случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных
задачах. При изучении статистики и вероятности
обогащаются представления о современной картине мира и методах его
исследования, формируется понимание роли статистики как источника
социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. Базисный учебный (образовательный) план
на изучение математики в 6 классе основной школы отводит 5 часов в неделю,
всего 175 уроков.. Математическое
образование играет важную роль как в практической, так и в духовной
жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с
формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием
человека, формированием характера и общей культуры. Практическая
полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются
фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и
количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте,
до достаточно сложных, необходимых для развития научных и
технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено
понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие
и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому
человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты,
находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими
приемами геометрических измерений и построений,
читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм,
графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять
несложные алгоритмы и др. Без базовой
математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для
изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в
наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой
общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень
образования, связано с непосредственным применением математики (экономика,
бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и
др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых
математика становится значимым предметом. Для жизни в
современном обществе важным является формирование математического стиля
мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе
математической деятельности в арсенал приемов и методов
человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция,
обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация,
абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических
построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать
суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит
математике в формировании алгоритмического мышления и
воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В
ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках
математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Обучение
математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и
информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности,
символические, графические) средства. Математическое
образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым
компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство
с методами познания действительности, представление о предмете и методе
математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об
особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует
эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических
рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных
знаний школьников, сформировать у них представления о математике
как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими
вехами возникновения и развития математической науки, с историей
великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в
интеллектуальный багаж каждого культурного человека. 3. Организация учебного
процесса При организации учебного процесса
необходимо обращать внимание на такую психологическую особенность возраста 6-ти
классников, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на
необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая
переключаемость внимания не даёт им возможности сосредоточиться долго на одном
и том же деле. Однако если учитель будет создавать нестандартные ситуации, ребята будут заниматься с удовольствием и длительное
время. Дети в этом возрасте склонны к спорам и
возражениям, особенностью их мышления является его критичность. У ребят
появляется своё мнение, которое они стараются демонстрировать как можно чаще,
заявляя о себе. Этот возраст благоприятен для
творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить
сходства и различия, определять причину и следствие, самому решать проблему,
участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать сваю правоту. С учетом уровневой
специфики 6 класса выстроено тематическое планирование: система учебных занятий
(уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты
обучения (планируемые результаты), что представлено далее.
Планируется в преподавании предмета использование следующих педагогических
технологий: В течение года возможны
коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами. Для
оценки достижений обучающегося используются следующие виды и формы контроля: Контроль ЗУН учащихся Входной (нулевой )
срез – 1 (сентябрь) Итоговый срез ( 1
полугодие) - 1 (декабрь) Контрольные работы
- (по плану) 11 Итоговый контроль
за курс 6 класса - 1 (май).
Изучение учебного курса в 6 классе заканчивается итоговой контрольной
работой в письменной форме. Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках
информационно-коммуникативной деятельности: § создание условий
для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать
необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной
и письменной речи; § формирование
умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на
язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования
в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации; §
создание условий для плодотворного участия в
работе в группе; развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать
свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических
ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей
пространственных тел при решении практических задач, используя при
необходимости справочники и вычислительные устройства. На уроках
учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью,
умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку
зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры,
подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять иными словами), формулировать выводы. Для решения
познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать
различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы
и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно
выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд и др.). Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной
деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших
навыков работы с источниками, материалами. Большую значимость образования сохраняет
информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой
развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников,
созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в
другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора
знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения
основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности
полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной
цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать
суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного),
объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных
примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения
диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися
мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации
информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и
практической деятельности. Стандарт ориентирован на воспитание
школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира
школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в
содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение
формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе — воспитание
гражданственности и патриотизма. Рабочая программа предусматривает
следующие варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: наглядные пособия для курса математики, модели геометрических
тел, таблицы, чертёжные принадлежности и инструменты; для информационно-компьютерной поддержки
учебного процесса используются: компьютер, сканер, интерактивная доска,
презентации, проекты учащихся и учителей; программно-педагогические средства, а также рабочая программа, справочная литература, учебники, разноуровневые
тесты, тексты самостоятельных и контрольных работ, задания для проектной
деятельности. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
учащихся. 1.Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике Ответ оценивается отметкой «5»,
если: ·
работа выполнена полностью; ·
в логических рассуждениях и
обосновании решения нет пробелов и ошибок; ·
в решении нет математических
ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием
незнания или непонимания учебного материала). Отметка «4» ставится в следующих случаях: ·
работа выполнена полностью, но
обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не
являлось специальным объектом проверки); ·
допущены одна ошибка или есть
два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды
работ не являлись специальным объектом проверк Отметка «3» ставится, если: ·
допущено более одной
ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся
обладает обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если: ·
допущены
существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными
умениями по данной теме в полной мере. Отметка «1» ставится, если: ·
работа показала
полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой
теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Учитель может
повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение
задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося;
за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные
обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий. 2.Оценка устных ответов обучающихся по математике Ответ оценивается
отметкой «5», если ученик: · полно раскрыл содержание материала в объеме,
предусмотренном программой и учебником; · изложил материал грамотным языком, точно
используя математическую терминологию и символику, в определенной логической
последовательности; · правильно выполнил рисунки, чертежи,
графики, сопутствующие ответу; · показал умение иллюстрировать теорию
конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении
практического задания; · продемонстрировал знание теории ранее
изученных сопутствующих тем,
сформированность и устойчивость
используемых при ответе умений и навыков; · отвечал самостоятельно, без наводящих
вопросов учителя; · возможны одна – две неточности при освещение второстепенных
вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания
учителя. Ответ оценивается
отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на
оценку «5», но при этом имеет
один из недостатков: ·
в изложении допущены
небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; ·
допущены один – два
недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после
замечания учителя; ·
допущены ошибка или
более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках,
легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих
случаях: ·
неполно раскрыто
содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда
последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке
учащихся» в настоящей
программе по математике); ·
имелись затруднения
или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах,
выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ·
ученик не справился
с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но
выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; ·
при достаточном
знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: ·
не раскрыто основное содержание
учебного материала; ·
обнаружено незнание учеником
большей или наиболее важной части учебного материала; ·
допущены ошибки в определении
понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах
или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих
вопросов учителя. Отметка «1» ставится, если: · ученик обнаружил полное незнание и
непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из
поставленных вопросов по изученному материалу.2. Место курса
«Математика» в учебном плане
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета