Геометрия
Аннотация к рабочей программе 9 класс.
Настоящая программа по учебному предмету «Геометрия»
для уровня основного общего образования
9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный
закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (п.22
ст.2ч, 1,5 ст., 12,ч7 ст. 28, ст. 30, п.5ч. 3ст. 47, п.1ч. 1ст.48);
2. Примерной
программы «Математика. Сборник рабочих
программ 5-9 классы». Бурмистрова Т.А.. – М.:
Просвещение, 2014;
3.
Федерального
БУП и примерного УП для образовательных учреждений РФ,
реализующих программы общего образования с изменениями (пр. Мин-ва
образования РФ от 09.03.04, № 1312);
4. Федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (пр. Мин-ва образования РФ от
31.03.14 № 253);
5. Требований Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.10, № 1897
(зарегистрированном Минюстом России 01в редакции от 29.12..02.11, № 19644) с
изменениями (пр. Мин-ва образования РФ в редакции от 29.12.14 № 1644);
6. Требований
СанПиН 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 №
189).
- Учебный план МБОУ «Гимназия
№35» на 2018-2019 учебный год
Цели
обучения
ü овладение
системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической
деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
ü интеллектуальное
развитие, формирование умений точно, грамотно, аргументировано излагать
мысли как в устной, так и в письменной форме, овладение методами поиска,
систематизации, анализа, классификации информации из различных источников
(включая учебную, справочную, литературу, современные информационные
технологии);
ü формирование
представлений об идеях и методах математики как средства моделирования явлений
и процессов;
ü воспитание
культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Общая характеристика
учебного предмета.
Геометрия — один из
важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения
конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования
языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного
воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания
обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в
формирование понятия доказательства.
Место предмета в
базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для
образовательных учреждений РФ для обязательного изучения математики на уровне
основного общего образования отводится алгебры из расчета 4 часа в неделю, геометрии
из расчета 2 часа в неделю.
Ценностные ориентиры
содержания учебного предмета
Обучение геометрии на уровне основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
1.В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического развития мышления, культуры
речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у обучающихся
интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению
мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-воспитание качеств личности,
обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные
решения;
- формирования качеств мышления,
необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому
творчеству и математических способностей.
2.В метапредметном направлении:
- формирование представлений о
математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в
развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике
как форме описания и методе познания действительности, создание условий для
приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов
интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой
познавательной культуры, значимых для различных сфер человеческой деятельности.
3.В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и
умениями, необходимых для продолжения обучения на уровне среднего общего
образования, изучения смежных дисциплин, применение их в повседневной жизни;
- создание фундамента для развития
математических способностей, а также механизмов мышления, формируемых
математической деятельностью.
Планируемые результаты освоения учебного
предмета
Личностные
:
-
умение
ясно, точно, грамотно излагать свои
мысли в устной и письменной форме. Понимать смысл поставленной задачи,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке
как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для
развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива,
находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и
результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному
восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
-
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающем мире;
-
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики,
диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
умение
выдвигать гипотезы при решении задач и понимать необходимость их проверки;
-
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
-
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
-
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
-
умение планировать и осуществлять
деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
-
первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном
языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
Предметные:
·
пользоваться
геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
·
распознавать
геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
·
изображать
геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять
преобразования фигур;
·
распознавать на
чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела,
изображать их;
·
в простейших случаях
строить сечения и развертки пространственных тел;
·
проводить операции над
векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
·
вычислять значения
геометрических величин, в том числе тригонометрических функций; находить
стороны, углы и площади треугольников, правильных многоугольников, некоторых
четырехугольников, длины ломаных и дуг окружности; находить площади основных
геометрических фигур и фигур, составленных из них;
·
решать геометрические
задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя
дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат,
соображения симметрии;
·
проводить
доказательные рассуждения при решении задач.
Использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
описания реальных
ситуаций на языке геометрии;
·
расчетов, включающих
простейшие тригонометрические формулы;
·
решения практических
задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при
необходимости справочники и технические средства);
·
построений
геометрическими инструментами.
Содержание учебного предмета
Векторы. Понятие вектора.
Равенство векторов. Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Вычитание
векторов. Умножение вектора на число. Средняя линия трапеции .
Метод координат .
Разложение векторов по двум неколлинеарным векторам. Координаты векторов.
Простейшие задачи в координатах. Уравнение линии на плоскости. Уравнение
окружности. Уравнение прямой .
Соотношения между
сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов . Синус,
косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. Формулы
приведения. Площадь треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов. Угол
между векторами. Скалярное произведение в координатах.
Длина окружности и
площадь круга. Правильный многоугольник. Окружность,
описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный
многоугольник. Вычисление площади правильного многоугольника, его стороны и
радиуса вписанной окружности. Длина окружности. Площадь круга. Свойства
вписанного и описанного четырехугольника.
Движения. Отображение
плоскости на себя. Понятие движения. Параллельный перенос. Поворот.
Повторение курса
геометрии. Аксиомы планиметрии.
Тематическое планирование учебного
предмета
№
пп
|
Тема
|
Количество
часов
|
1.
|
Вводное
повторение |
2 |
2.
|
Векторы |
12 |
3.
|
Метод
координат |
10 |
4.
|
Соотношения
между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. |
14 |
5.
|
Длина
окружности и площадь круга |
12 |
6.
|
Движения |
10 |
7.
|
Повторение.
Решение задач |
8 |
|
Итого |
68 |