Обществознание
Аннотация к рабочей программе по обществознанию 7 класс.
Данная
рабочая программа по обществознанию составлена на основе следующих нормативно-
правовых документов:
1.
Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012.
2.
Приказ Минобразования России от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в
федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный
приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.
№1089;
3. Учебный план Баевской СОШ на 2015-2016
учебный год.
4. Обществознание. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9
классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н.
И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение,
2013
5. Учебник:
Обществознание. 7 класс / Л. Н. Боголюбов,
Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 2017
Программа рассчитана на 35 учебных часов, то есть 1 час в неделю.
Изучение
обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
•
развитие
личности в ответственный период
социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического
мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и
правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой
культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и
самореализации;
•
воспитание
общероссийской идентичности,
гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции
Российской Федерации;
•
освоение
на уровне функциональной
грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе;
основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах
личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
•
человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и
гражданина;
•
формирование
опыта применения полученных знаний
для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и
гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между
людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной
познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального
взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской
Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает
уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс
даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них —
«Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков,
рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных
знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы
включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о
правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён
необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема —
«Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях
экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое
внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе
которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ
для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений
акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных
участников экономики — потребителей и производителей: Кроме того, программа
предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений
человека и природы (тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его
содержательные компоненты (социально-психо- логические, морально-этические,
социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более
обстоятельно, систематично, целостно.
Аннотация к рабочей программе по обществознанию 9 класс.
Рабочая программа по обществознанию для 9
класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе
следующих документов:
- Закон
Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
образовании»;
- Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Примерная
программа основного общего образования по обществознанию для 8 класса и авторская программа
(авторы: Боголюбов Л.Н., Иванов Л.Ф.);
- Федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования в 2018 –2019 учебном году;
- Образовательная
программа МБОУ «Гимназия №35»;
- Базисный
учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
утвержденный приказом Минобразования РФ;
Программа основного общего образования по
обществознанию и авторской программы по
обществознанию для 5-9 классов Боголюбова Л.Н., Программа рассчитана
на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Курс Обществознания 9 класса включает изучение 2 тем.
Тема «Политика» дает представление о соотношении политики и власти, определяет
сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Тема
вводит ученика в круг политических проблем современного общества, процесса
складывания правового государства и правового общества, участия граждан в
политической жизни. Следующая тема
«Право» вводит ученика в круг проблем правовых, важных для формирования
правовой культуры, осознанного отношения подростков к вопросам законности и
правомерного поведения.
Цели курса обществознания для 9 классов заключаются в следующем:
ü
развитие личности
в ответственный период социального взросления человека, её познавательных
интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе
политической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
ü
воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
ü
освоение на
уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной
адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и
гражданина;
ü
овладение
умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основах
социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
ü
формирование
опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области
социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в
межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей
и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
ü
формировать
аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в
существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;
ü
воспитать
социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную
отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;
Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое
занятие, игры-обсуждения.
Курс
формирует следующие умения и навыки: В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать:
- социальные
свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность
общества как формы совместной деятельности людей.
Уметь:
- описывать
основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
- сравнивать
социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и
различия;
- объяснять
взаимосвязи изученных социальных объектов;
- оценивать
поведение людей с точки зрения социальных норм;
- решать
познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного
выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей
ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной
и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и
защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
- первичного
анализа и использования социальной информации
Базовый
учебник и дополнительная литература:
Л.Н.Боголюбов и др. Обществознание 9 класс: учеб.для
общеобразоват. Учреждений. М.:
«Просвещение» 2017.
О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание»: 9
класс. - М.: Просвещение, 2017;
А.И.Кравченко Задачник по обществознанию 8-9 класс Учебное пособие М.: «Русское слово» 2015.
Аннотация к рабочей программе по обществознанию 10 класс.
Рабочая
программа по истории составлена на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:
- Закон РФ от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ "Об образовании".
- Типовое положение об общеобразовательном
учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства
РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте
России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный
базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ
ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ
05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по истории.
- Федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ основного общего,
среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года.
Примерные программы по истории, разработанные в соответствии с
государственными образовательными стандартами 2004 г.
- Областной
закон «Об образовании в Ростовской области».
8.
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 10-11 классы. -
М.: Просвещение, 2011.
9.
Обществознание, 10-11классы. Базовый уровень (Л.Н.Боголюбов,
Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова)
Общая характеристика
учебного предмета.
Содержание
среднего (полного) общего образования на базовом уровне по
«Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные
объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая
сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все
означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют
друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят:
социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм
и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые
нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система
гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к
основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов,
рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов,
понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение
обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
· развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
· освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности
людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения
социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего
и высшего профессионального образования или для самообразования;
· овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том
числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения
своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными
законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Место учебного предмета в
учебном плане.
В соответствии с федеральным
базисным учебным планом и
примерными учебными планами для
общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы среднего (полного)
образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004
года №1312. в рамках
среднего (полного)
образования и в соответствии с
учебным планом МБОУ «Гимназия № 35» на
изучение предмета «Обществознание» в
10 классе выделено 2 часа в неделю.
Федеральный базисный учебный план
для среднего (полного) общего образования отводит 140 ч. для изучения на
базовом уровне учебного предмета, в том числе в 10 и 11 классах по 70 часов из
расчета 2 часа в неделю, один из которых планируется для различных видов самостоятельной работы учащихся (работу
с источниками социальной информации, критическое осмысление актуальной
социальной информации, поступающей из разных источников, формирование на этой
основе собственных заключений и оценочных суждений, решение познавательных и
практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Оценивание таких
видов работы осуществляется выборочно. По особенно актуальным темам курса
запланировано 10 письменных практических работ с обязательным оцениванием всех
обучающихся. Фактическое количество часов
в соответствие с годовым календарным графиком МБОУ «Гимназия № 35» на 2014-2015 учебный год составило 70 часов.
Аннотация к рабочей программе по обществознанию 11 класс.
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса
разработана на основе авторской
программы под редакцией академика РАО,
доктора педагогических наук Л.Н.Боголюбова. («Примерные программы по обществознание,
10-11 класс: базовый уровень» / Л.Н.Боголюбов - М.: Просвещение, 2014 г.) и соответствует Федеральному компоненту
государственного образовательного стандарта (ФКГОС) среднего общего образования
по истории, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником «Обществознание. 11 класс»: учеб.
для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.
Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. М.:
«Просвещение», 2016, включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от
31 марта 2014 г. № 253).
В
соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год рабочая программа
рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Количество часов авторской программы – 70. Программа сокращена за счёт часов резервного
времени (в авторской программе резерв – 6 часов). Остальные 4 часа резерва использованы для проведения вводного,
повторительно-обобщающих уроков, практических работ.
II.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
· российская
гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
· гражданская
позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
· готовность к служению Отечеству, его защите;
· мировоззрение, соответствующее современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
· основы саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
· толерантное сознание и поведение
в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения;
· навыки сотрудничества со сверстниками,
детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
· нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей;
· готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности
Выпускник получит возможность для формирования:
· эстетического отношения к миру, включая
эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений;
· ценности здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
· бережного, ответственного и компетентного
отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и
других людей, умения оказывать первую помощь;
· осознанного выбора будущей профессии и
возможностей реализации собственных жизненных планов; отношения к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
· экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
опыта эколого-направленной деятельности;
· ответственного отношения к созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
Выпускник научится:
· самостоятельно определять цели деятельности
и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
· продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
· владеть навыками познавательной,
учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
· самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
· использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
· определять назначение и функции различных
социальных институтов.
Выпускник получит возможность
научиться:
· самостоятельно оценивать и принимать
решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных
ценностей;
· владеть языковыми средствами – умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
· навыкам познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
· знаниям об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
· владению базовым понятийным аппаратом
социальных наук;
· владению умениями выявлять
причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных
объектов и процессов;
· представлениям об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
· представлениям о методах познания социальных
явлений и процессов;
Выпускник получит возможность
научиться:
· применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
· навыкам оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.
III. Содержание учебного материала
Экономическая жизнь общества
Экономика
и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая
деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста.
Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры.
Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения.
Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы.
Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и
прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники
финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы:
навыки планирования. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной
политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль
центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые
институты. Виды, причины и последствия инфляции. Электронные
деньги.
Рынок труда. Безработица.
Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в
области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной
торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав
потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение
потребителя и производителя.
Социальная сфера
Социальная структура.
Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация.
Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия.
Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных
норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и
самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное
сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура
межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном
обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа.
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Политическая
сфера
Политика и
власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее
происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы.
Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь
современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского
общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации,
их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы.
Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое
участие. Политическая культура.
Заключение. Взгляд в будущее.
Общество в развитии. Многовариантность общественного
развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его