История
Аннотация к рабочей программе по истории 5 класс.
Данная
программа
разработана на основе Федерального компонента Государственного
образовательного стандарта основного общего образования и авторской
программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История
древнего мира», Просвещение, 2012 г.
В программе отражена специфика преподавания предмета в
условия введения нового государственного стандарта
Программа включает материал по истории древнего мира (развитие
человечества с первобытных времен и до
падения Западной Римской империи
Изучение материала предполагает
блочное и модульное обучение. Даны 5 блоков, каждый из которых заканчивается
проведением контрольного урока.
Включение
образовательного модуля «Введение в историю» 10 часов преследует цель
пропедевтической подготовки учащихся к восприятию и усвоению систематического
курса истории, формирование начальных умений работы с исторической информацией.
Образовательный
модуль «Культура Древнего мира» направлен на более глубокое изучение культуры
древнего мира. Модуль представлен интегрированными уроками с предметами:
литература, изобразительное искусство, музыка.
Основные цели курса:
• выработка представлений об основных источниках знаний о
прошлом;
• развитие способностей рассматривать события и
явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение
фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности
людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и
убеждений на основе личностного осмысления социального, духовного,
нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав
человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры, приобщение к
ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории.
Требования к уровню подготовки
учащихся
Должны знать/понимать:
-
даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной
истории;
-
результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
-
представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических
источников.
Должны уметь:
-
сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших
исторических понятий;
-
уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа,
самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное
суждение;
-
показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и
государств;
-
давать описание исторических событий, памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников,
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям
и личностям истории Древнего мира.
Владеть компетенциями:
-
информационно-поисковой;
-
учебно-познавательной,
-
коммуникативной,
-
рефлексивной,
-
смыслопоисковой.
Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Раздел 2.
Характеристика курса
Программа по истории Древнего
мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования
(раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному
изучению в основной школе.
Место и роль исторического
знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и
мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление
личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и
использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование
вообще и историческое образование в частности служит важнейшим
ресурсом социально-экономического, политического и
культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в.
характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими
информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в
различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей
различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает
новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о
способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и
творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в
школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими
людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в
полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета
«История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в
значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на
сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы?
Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и
современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего
возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей
этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,
освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных
особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает
учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде,
соотнесения себя как личности с социальным опытом
человечества.
Разрастающееся информационное
и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории,
но усиливает ее значение.
История, основанная на
достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину
социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она
служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с
природой, об общественном существовании.
Существенным вкладом данного
учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как
принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности
общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных
событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение
истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают
ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических
систем и т. д.
Цели и задачи изучения
истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде
совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств
личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном
контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование,
развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации
и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического
опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в
достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации
учащихся.
В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные
черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций,
государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и
преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и
культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании
школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира,
создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Основу курса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика;
отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы,
основных географических, экологических, этнических, социальных,
геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального
производства, техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей — социальных,
этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы,
движущие силы, формы);
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и
механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути
преобразования общества; основные вехи политической истории;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление
религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного
знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие
и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций
в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство,
завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и
связывающая все названное выше - человек в истории. Она предполагает
характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи;
б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
В
курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого
общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие
«цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение
локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности
являются спорными и неустановленными).
Курс ставит своей целью дать школьникам
знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей
образованности.
В данной программе при отборе фактов и
явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в
развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление
– дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ,
а также представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В
соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа
предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества,
благородства, мудрости.
Раздел
3. Описание места предмета в учебном
плане
В соответствии с Федеральным
базисным учебным планом программа
по истории Древнего мира в 5 классе составляет
70 часов в
год, 2 часа в неделю.
Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные
результаты обучения
и освоения содержания курса по истории
Древнего мира
Личностные
результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного
опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия
мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную,
общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные
источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей
страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания
современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Раздел 5. Содержание курса «История Древнего мира»
Что
изучает история
Что
изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и
«н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний.
Вспомогательные исторические науки.
Первобытность.
Расселение древнейшего человека.
Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об
окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и
скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской.
Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний
мир: понятие и хронология. Карта Древнего
мира.
Древний
Восток
Древние
цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства.
Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское
царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний
Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон,
чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон.
Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное
Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей.
Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев,
Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные
сказания.
Ассирия:
завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская
держава: военные походы, управление империей.
Древняя
Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.
Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания.
Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний
Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание
объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и
подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли.
Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные
знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный
мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя
Греция
Население
Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.
Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и
«Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие
города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие
земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение
демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения,
политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая
Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои.
Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в
древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура
Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование.
Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр.
Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период
эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад.
Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний
Рим
Население
Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима.
Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы.
Верования древних римлян.
Завоевание
Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление
господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От
республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление
императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление.
Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную
и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура
Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство;
Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое
и культурное наследие древних цивилизаций.
Аннотация к рабочей программе по истории 6 класс.
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение курса истории в 6 классе 70 часов. При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 6 классе. Содержание представляет комплекс знаний и умений, соответствующих требований основных объектов изучения предмета, состоящего из курсов по истории средних веков – 29 часов, истории России с древнейших времён до конца 16 века – 31 часа, истории Татарстана - 10 часов. Освоение содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами литературы, информатики, географии, обществознания, мировой художественной культуры.
Применение УМК направлено на:
- усвоение базовых знаний курса;
- расширение круга базовых понятий;
- ориентацию на сферы деятельности человечества,
развитие общественного прогресса.
- формирование опыта типичных видов учебной и исследовательской деятельности.
Цели и задачи
определены Программой. Содержательными
компонентами курса являются: социальные навыки, совокупность моральных норм и
принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, внедряющиеся
через системный и личностно- ориентированный подход при применении модульной, компьютерной и
игровых технологий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ 6 КЛАССА
В результате изучения
истории ученик 6 класса должен знать и понимать:
- основные
этапы и ключевые события истории России, Татарстана и мира в средние века;
- выдающихся
деятелей отечественной и всеобщей истории этого периода;
- важнейшие достижения культуры и системы
ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные
виды исторических источников;
уметь:
- соотносить
даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории,
истории родного края и всеобщей
истории;
- показывать на исторической карте
территории расселения народов, границы государств, города, места
значительных исторических событий;
- рассказывать
о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и
памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
фрагментов исторических источников;
- соотносить
общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных
исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых
исторических событий и явлений;
- объяснять
свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории
России, истории Татарстана и всеобщей истории, достижениям отечественной и
мировой культуры;
- использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни;
- использовать
знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми
разных культур, национальной и религиозной принадлежности.
Ученик 6 класса должен достичь определённого уровня знаний и
компетенций, как являющихся базовыми, так и отражающих уровень обученности,
обеспечивающую преемственность по отношению к предыдущему году обучения.
Он формирует умения сравнения
исторических событий, давать самостоятельную оценку, работать с исторической
картой, анализировать материал. Наряду с этим вводится ряд проблем, понимание
которых определяет современного человека: система гуманистических и
демократических ценностей, идеалы добра и справедливости.
Контролирующие
элементы, заложенные в программе по Истории 6 класс.
I. Хронологические
знания и умения:
1. Называть даты важнейших событий, хронологические рамки,
периоды значительных событий и процессов;
2. Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3. Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических
процессов, масштабных событий;
II. Знание фактов:
1. Называть место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий.
III. Работа с
источниками:
1. Читать историческую карту с опорой на легенду;
2. Использовать данные исторической карты для характеристики
политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные
периоды истории;
3. Проводить поиск необходимой информации в одном или
нескольких источников.
4. Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя)
источника;
6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство
и различие.
IV. Работа с терминами
и понятиями:
1. Объяснять смысл, значение исторических терминов и
понятий;
V. Работа с персоналиями:
1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной
литературе;
2. Аргументировать своё отношение к наиболее значительным
личностям в истории.
Рабочая программа предназначена для
изучения курса История России в 7 классе, составлена в соответствии с
положениями Концепции единого
учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного
стандарта, Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по
истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной
линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией
А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы)[1].
Содержание
учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов:
«История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на
изучение курса «История России» (7
класс).
Программа предполагает использование учебника
«История России. 7 класс». Н. М. Арсентьев,
А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова
Общая
характеристика курса "История России"
Отбор учебного материала для содержания
программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе,
её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и
познавательных возможностей учащихся 7 класса, особенностей их социализации, а
также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Программа разработана на основе
требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной
истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
В современном
плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования
выступает в качестве общественного договора, призванного
обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и
всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и
суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к
преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания
учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории
формирования государственной территории и единого многонационального
российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций
и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов,
обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском
многонациональном обществе.
Курс отечественной
истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он
должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов,
историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой
подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности
в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города,
представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей
традиций рода и семьи.
Курс
«История России» даёт представление об основных этапах исторического пути
Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике
основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии
как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими
процессами мировой истории.
Цели
изучения курса "История России"
в
рамках учебного предмета "История"
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся
целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее
этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире,
важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую
историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития
российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
—
формирование
у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации в окружающем мире;
—
овладение
учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и
нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
—
воспитание
учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному
Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности
и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
—
развитие
у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь
принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
—
формирование
у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Описание места учебного предмета
"История" в учебном плане
Курсы «История России» и «Всеобщая
история» изучаются по очереди.
На изучение истории в 7 классе отводится
68-70 часов. Курс
«История России» в 7 кл. в объеме не менее 42 ч. (в соответствии с Примерной
программой по истории, с авторской программой по Всеобщей истории, исходя из
изучения истории России и Всеобщей истории).
Личностные, метапредметные и предметные
результаты
освоения учебного предмета
"История"
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на
основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом
Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей
этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов
России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в
соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения
диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей
позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других
людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически
возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а
также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном
общении.
В ряду метапредметных результатов изучения
истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при
поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения
образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать
графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать
факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с
помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и
второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные
источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной
среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах
образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения
познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному
материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии,
классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для
классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в
соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при
решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты
своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание,
монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме
письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи,
систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы,
распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и
контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех
участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие
на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий,
терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России
и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и
терминов;
• использование сведений из исторической карты как
источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути
России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий,
образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во
всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период
Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями
«централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание
взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов
России;
• высказывание суждений о значении и месте
исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида
(в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов,
публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с
использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств
различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа
(сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей,
целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а)
экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других
государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах,
религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации
поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности
исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского
государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и
оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к
дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной
деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по
отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края,
страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и
культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного,
историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных
явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы
описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об
их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в
изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного
опыта народов России.
Данная
рабочая программа написана на основании
программы курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс» Н.В.
Загладин, М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2006г.; «История Отечества. XХ век. 9 класс» С.И.
Козленко, Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина, М.: Русское слово, 2004г.
Программа
рассчитана на 68 часов. 2 часа в неделю.
Курс
«Новейшая история» для 9 класса охватывает период XX – начало XXI вв. Курс является логическим
продолжением курса «Новая история», начатого в 8 классе. Рабочая программа по курсу новейшей истории
составлена на 24 часа, из расчета 2 часа в неделю.
Курс
«История Отечества ХХ века» в 9 классе является логическим продолжением курса
«История России XIX века» и охватывает период XX – начало XXI вв. В основу курса положен комплексный подход в
изложении истории. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 34
часов, из расчета 2 часа в неделю.
В
соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения
истории в 9 классе:
Цели
курса:
1.
формирование общей картины исторического развития человечества,
получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и
понятиях;
2.
развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
3.
приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям,
воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение
поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и
воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса
являются:
1.
формирование исторического мышления учащихся;
2.
развитие умений работы с книгой и
с картографическим материалом;
3.
формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на
фактологические и проблемные вопросы;
4.
формирование умений пользоваться историческими терминами и
понятиями, знание важнейших дат
исторических событий;
5.
формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой,
об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху новейшего времени, о
политическом и социальном строе в эпоху новейшего времени, знаний о наиболее ярких личностях
эпохи;
6.
формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху
новейшего времени;
7.
формирование представлений о политических институтах и умений
оперировать этими понятиями (демократия, свобода слова и т.д.);
В ходе обучения необходимо
решить следующие воспитательные задачи:
- формирование правовой
культуры школьников;
- формирование представлений о
возникших в эпоху новейшего времени
общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в
науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие познавательных
способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание
потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование веротерпимости,
широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие личностных качеств школьников на
основе примеров из истории новейшего времени: свободолюбия, патриотизма,
мужества, благородства, мудрости.
Основные методы работы на уроке: объяснительно –
иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации
деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная. В рабочей
программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля:
тесты и контрольные работы.
Предполагается
дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со
слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа,
усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной
мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с
дополнительной литературой.
Ожидаемые
результаты:
o Создание
условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности
учащихся.
o Ориентация на формирование учебной
деятельности школьников, а не передачу
учебной информации.
o Ориентация на развитие внутренних мотивов учения,
стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
o Организация
развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных
(интеллектуальных) способностей.
o Формирование
эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Требования к уровню подготовки учащихся в 9-м классе
Знать/Понимать:
- Основные
даты, ключевые события и понятия эпохи новейшего времени мира и России;
- Временные границы новейшей
истории человечества, особенности обществ эпохи новейшего времени.
Уметь:
- Пересказывать текст
учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
- Сравнивать исторические
явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
- Спорить и отстаивать свои
взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные
выводы.
- Оперировать историческими
понятиями и датами.
- Работать с исторической
картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать
территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города,
места значительных исторических событий.
- Анализировать исторические
источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих
суждений.
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной
позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления результатов
изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких
конспектов, других творческих работ;
- участия в дискуссиях по
историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым
вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Используемые
УМК:
- Программа
курса «Новейшая история зарубежных стран.
XX в. 9 класс» Н.В. Загладин –
М.: Русское слово, 2006.
- Программа
курса «История Отечества. 20 век. 9 класс» С.И. Козленко, Н.В. Загладин, Х.Т.
Загладина, М.: Русское слово, 2004г.
- Загладин
Н.В. Новейшая история зарубежных стран. 20 век. Учебник для 9 класса. – М.:
Русское слово, 2006.
- Загладин
Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История Отечества. 20 век.
Учебник для 9 класса. – М.: Русское слово, 2005.
Общая характеристика программы
Рабочая
программа по истории для учащихся 11 класса к учебникам Н.В.Загладина,
С.И.Козленко, С.Т.Минакова, Ю.А.Петрова «История России. XX- начало XXI века.
11 класс» (М.: Русское слово. 2011 г.) и Н.В.Загладина, Н.А.Симония «Всеобщая история.
11 класс». (М.: Русское слово. 2010 г.) составлена на основе федерального
«Закона об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования по истории (2004 г.), Концепции духовно-
нравственного развития и воспитания личности.
Примерной программы по истории для общеобразовательных учебных учреждений.
10-11 классы. Базовый уровень (Преподавание истории и обществознания в школе.
2011, № 2,3) и авторской программы Загладина Н.В., Симония Н.А.
(Программа курса «Всеобщая история». 11класс. – М.: ООО «ТИД «Русское
слово-РС», 2008 г.). Программа составлена с учетом ключевых идей нового
ФГОС.
Цель и задачи обучения
Главная
цель изучения курса- образование,
развитие и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению
своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей
страны и человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические
знания в учебной и социальной деятельности.
При
изучении предмета в 11 классе на базовом уровне решаются следующие задачи:
- углубление социализации молодого человека, осознание им своей
причастности к общественному развитию своей страны и мира в целом;
формирование гражданской ответственности и социальной культуры, адекватной
условиям современного мира;
- раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества России и
мира в XX- начале XXI вв.;
- развитие на основе знаний об истории своей страны и всемирной
истории целостных представлений о многообразии мира в прошлом, месте и
роли России во всемирно- историческом процессе; формирование начальных
знаний о методологических основах исторического познания;
- развитие навыков работы с источниками социальной информации, умений
анализировать события и явления прошлого в соответствии с принципом историзма;
- расширение представлений о многообразии версий и оценок прошлого и
настоящего, развитие умений
формулировать и аргументировать свои суждения;
- углубление опыта применения исторических знаний в социальной среде,
общественной деятельности, межкультурном общении.
Были внесены изменения и дополнения в следующие
компоненты Примерной и авторских программ:
- в отдельных случаях была изменена
последовательность изучения отдельных тем, что обусловлено логической связью
изучаемых вопросов (тема №16,20; № 30,32-История России)
-
распределение параграфов учебника по учебным часам привело к объединению
некоторых тем на отдельных уроках.
Содержание данных уроков позволяет обобщить материал или вынести часть
материала на самостоятельное изучение.
В учебном процессе предполагается реализация
системно- деятельностного, компетентностного, личностно- ориентированного
подхода.
В образовательном процессе предусмотрены
различные формы и методы обучения (совместная групповая работа, модели развития
критического мышления, ролевые игры, тренинги) способные научить детей
оценивать, высказывать собственные суждения, анализировать и сравнивать разные
мнения, взаимодействовать в ученическом коллективе, раскрыть свои способности.
При определении варианта проведения
занятия можно ориентироваться на широкий
спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
·
- школьная
лекция;
·
- семинарское
занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных
материалов из хрестоматий и др. источников;
·
-
уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после
основного текста параграфа;
·
- работа с
иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический
характер;
·
- объяснение
учителя и беседа с учащимися;
·
- самостоятельная
работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
·
- проектная
работа;
·
- заслушивание
сообщений учащихся с последующим обсуждением и др.
Программа предусматривает организовывать
работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их
индивидуальных способностей и потребностей.
Учитель
имеет возможность выбрать ту форму урока, которая является наиболее
целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок ИКТ, урок изучения
нового материала; урок-практикум, урок-семинар, комбинированный урок,
интегрированный урок, урок-игру и т.д. В программе предусмотрены вводные и
повторительно- обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся
целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении
истории, лучшей познавательной деятельности учащихся.
Формами
текущего и итогового контроля являются тематические и итоговые контрольные
работы, тесты..
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа обеспечивает
формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
результаты изучения истории учащимися в средней школе включают:
- осознание своей идентичности как гражданина страны,
члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей
современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально- нравственного опыта
предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;
- воспитание патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое
многонационального народа России;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории учащимися
средней школы включают:
- способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность- учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и
т.д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять
результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками,
коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе,
в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в
профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты изучения истории
учащимися средней школы включают:
- формирование уважительного отношения к истории
своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства,
развитие у учащихся стремление внести свой вклад в решение глобальных
проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
- овладение целостным представлением об историческом
пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской
истории;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе
осмысления жизни и деятельности личностей и народов России и мира;
- приобретение опыта активного освоения исторического
и культурного наследия своего народа, родного края, России, стремления
сохранять и приумножать культурное наследие;
- овладение целостными представлениями об
историческом пути человечества кА необходимой основы для миропонимания и
познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат
исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности
и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
- способность соотносить историческое время и
историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и
пространстве.
Предполагается,
что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть
следующими знаниями и умениями:
- Знание
хронологии, работы с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых
процессов, а также даты важнейших событий истории страны и мира;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать
последовательность и длительность исторических событий.
- Знание
исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников,
этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным
признакам и основаниям.
- Работа с
историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду,
ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние
исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном
или нескольких источниках, отбирать ее, группировать , обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их
сходство и различия, время и место создания.
- Описание
(реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или
письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия
людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной
литературы, макетов, электронных изданий, интернет- ресурсов и т.п.
составлять описание исторических объектов, памятников.
- Анализ,
объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт
источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие
явления;
- различать причину и следствие исторических событий,
явлений;
- выделять характерные, существенные признаки
исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических
понятий;
- сравнивать исторические события и явления,
определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях
исторических событий.
- Работа с
версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей,
изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее
значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
- Применение
знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин
и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего
народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как
основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и
культуры.